Евгеника 100 лет спустя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Евгеника (от греч. eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин "евгеника" был введен Ф. Гальтоном (Francis Galton) в 1883 году. Гальтон представлял как бы позитивное направление евгеники.

Содержание

1. Введение
2. Что такое евгеника
3. История развития евгеники
4. Причины отказа от евгеники
5. Виды евгеники или два рода действия
6. Евгеника в наше время её положительные изменения
7. Вывод
8. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Алексеева Елена 11гр евгеника (генетика).doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Поволжская государственная  социально гуманитарная академия

                             Факультет: специального образования 

Кафедра: логопедии 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Евгеника спустя 100 лет

 

 

 

 

                                                          Выполнила Алексеева Елена

студентка 1 курса 11группы

                                                             Проверила Светлана Павловна

 

 

                                                          

 

Самара 2012

Содержание 

  1. Введение
  2. Что такое евгеника
  3. История развития евгеники
  4. Причины отказа от евгеники
  5. Виды евгеники или два рода действия
  6. Евгеника в наше время её положительные изменения
  7. Вывод
  8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Введение

  «Для наивного обывателя евгеника — некая "фашистская" наука о создании "сверхчеловека", который должен прийти на смену ныне живущему "хомо сапиесу". "Белокурые бестии с голубыми глазами", опыты доктора Менгеле (он проводил опыты над детьми в Освенциме – В.Д.), расовый отбор — вот, пожалуй, и всё, что знает обыватель о евгенике. Более дотошные читатели слышали, что евгеника — некая наука об улучшении "людской породы". И лишь немногие знают, что евгеника — достаточно строгая сумма знаний о современном человеке, о наследовании им как отрицательных, так и положительных качеств и физиологических особенностей. Отрицая евгенику как науку, тем не менее, ученые вынуждены тихо, украдкой использовать большинство ее базовых постулатов» - Виктор Онищенко, главный санитарный врач России, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Что такое евгеника.

 Евгеника (от греч. eugenēs — хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин "евгеника" был введен Ф. Гальтоном (Francis Galton) в 1883 году. Гальтон представлял как бы позитивное направление евгеники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. История развития евгеники

 

Интерес к евгенике резко  возрос в первой четверти текущего столетия. Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, зародившаяся после вторичного открытия законов  Г. Менделя в 1900 году, быстро накапливала данные о том, что законы расщепления наследственных признаков при скрещивании, установленные Менделем, одинаковы для всех разнообразных, изучавшихся в опытах растений и животных. С утверждением в 20-х годах хромосомной теории наследственности стало несомненно, что у всех исследованных к тому времени живых существ   принципиально сходный генетический аппарат, следовательно, все вытекающие из генетических опытов выводы должны быть справедливы и для человека. Подтверждающие это факты все чаще описывались в научной литературе тех лет на основании изучения родословных в семьях, где наблюдались какие-нибудь физические или умственные отклонения, передающиеся из поколения в поколение.

На первых порах к  евгенике сочувственно отнеслись передовые  ученые разных стран, в том числе и отечественные. Так, К.А. Тимирязев в своей статье, напечатанной в 1911 году в энциклопедическом словаре Бр. Гранат, без какой-либо критики приводит определение Ф. Гальтона и пишет, что важной задачей первой, академической стадии развития евгеники, предлагаемой Гальтоном, должно быть создание в университетах особых лабораторий "по изучению биологических, медицинских и статистических методов" для разработки евгенических проблем. При этом он подчеркивает, что важнейшая из них - проблема относительной роли наследственности и воспитания в формировании признаков человека. Гораздо осторожнее К.А. Тимирязев относится к намеченным Гальтоном второй и третьей стадиям развития евгеники. В конце своей статьи он пишет: "Таковы задачи академической стадии. Каковы же будут ее практические выводы, а, тем более, каковы будут нравственные принципы... еще преждевременно гадать".

В 1920 году в Москве в  Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был  открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В тот же период были организованы евгенические лаборатории и евгенические общества в ряде западно-европейских  государств и США, учрежден Международный  евгенический комитет, в который  вошли представители 15 стран (от СССР в нем участвовал Н. К. Кольцов).

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском  Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных  выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов. Например, Н.К. Кольцов попытался проследить наследование одаренности писателей М. Горького и Л.М. Леонова, певца Ф.И. Шаляпина, поэтов С. Есенина и В.С. Иванова, биолога Н.П. Кравкова и др. Широкие исследования такого рода были проведены и другими русскими евгениками. В итоге Н.К. Кольцов пришел к такому выводу: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами".

Сходные заключения были сделаны и другими отечественными специалистами. При этом Н.К. Кольцов  и его коллеги, в противоположность  некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов. Так, Н.К. Кольцов писал: "Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Причины отказа от евгеники

 

К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль  и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское  евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись  евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых  западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. Основоположниками медицинской генетики в России были С.Н. Давиденков, крупный специалист по нервным болезням, занимавшийся в Москве, а позже в Ленинграде изучением роли наследственности в болезнях нервной системы, и С.Г. Левит, организовавший в Москве и возглавивший первый в России (и один из первых в мире) Медико-генетический институт.

В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д.

Эти работы показали несостоятельность  приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники  евгеники - Гальтон и его ближайшие  последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов  наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.

Еще серьезнее оказалась  другая причина. В ряде стран, в первую очередь в США и Германии, самые  реакционные представители правящих кругов добились принятия ряда возмутительных антигуманных законов (о которых речь пойдет ниже), объявленных их авторами основанными на "научных евгенических положениях". Для создания благоприятного общественного мнения в "классическую" гальтоновскую евгенику были встроены две лженаучные концепции.

Во-первых, утверждалось, будто бы наукой доказано, что среди  многих рас, образующих человечество, существуют очень значительные различия не только во внешнем облике, но и  во врожденных умственных и нравственных качествах. Совершенно бездоказательно считалось, что есть от природы высоко одаренные расы, из которых наиболее ценна по своим наследственным свойствам североевропейская ("арийская") раса, представленная преимущественно германцами и англосаксами. Ряд других рас в этом отношении значительно хуже, а некоторые низшие расы генетически совсем ущербны - это негры, негроиды, цыгане, евреи и славяне (по мнению немецких расистов, цыгане и евреи подлежат полному уничтожению, представители других "низших" рас могут быть сохранены как неквалифицированная рабочая сила, бесправная, подчиняющаяся господствующим "высшим" расам).

Эта концепция совершенно антинаучна. История различных рас  и объективные современные исследования показывают на многочисленных примерах, что во всех расах появляются выдающиеся по своим способностям личности, и число таких личностей возрастает по мере улучшения условий жизни данной расы. Волее того, на основании изучения митохондриальной ДНК показана возможность общей родоначальницы ("Евы") для всех существующих рас и народностей. Как правильно писал в 1929 году Н.К. Кольцов, опираясь на имевшиеся уже тогда обширные научные данные, для выявления врожденных талантов "требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе... Величайшей и наиболее ценной особенностью (любой) человеческой расы является именно огромное разнообразие ее генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека". Богатый генофонд популяции - это разнообразный генофонд, в котором присутствует множество мутантных аллелей одного гена. Чистая раса - это бедная, истощенная раса.

Вторая псевдонаучная концепция, безо всякого основания включаемая в евгенику как якобы научно доказанная, сводилась к следующему: уровень умственного развития, образ жизни и мышления, привычки и нормы поведения непосредственно де передаются по наследству от родителей потомкам. Эта концепция была заимствована из выдвинутого в начале Х1Х века французским зоологом Ж.Б. Ламарком принципа "наследования приобретенных признаков", который он использовал применительно к животным и растениям в предложенной им еще до Дарвина эволюционной теории. Но к концу 20-х - началу 30-х годов идея "наследования приобретенных признаков" была убедительно опровергнута точными опытами, проведенными генетиками разных стран на различных растениях и животных. Было доказано, что изменения в организмах под влиянием внешних воздействий или в результате упражнения или неупражнения органов (такие изменения называются теперь модификациями) не затрагивают генетический аппарат организма и поэтому не передаются по наследству (с тех пор это было подтверждено бесчисленными экспериментами и наблюдениями).

Начиная с конца прошлого столетия и на протяжении первых десятилетий  текущего, евгенику, извращенную включением в нее лженаучных положений, стали  пропагандировать господствующие реакционные  слои общества ряда зарубежных стран, добиваясь принятия законов, якобы направленных на улучшение наследственных качеств населения. Узаконенные "евгенические" мероприятия были широко развернуты в США и Германии, и мы остановимся только на них, не касаясь подобных мероприятий, в несравненно более скромных масштабах проводившихся в некоторых других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды евгеники или два рода действия

 

С самого начала существования  евгеники в ней обсуждались два  рода действий, могущих способствовать улучшению наследственных качеств расы или населения страны: запретительные ("негативная евгеника") и поощрительные ("положительная евгеника") . Евгенические программы США и Германии включали почти исключительно мероприятия, относящиеся к "негативной евгенике".

В конце ХIХ и начале ХХ столетия в США стала активно пропагандироваться идея: "наиболее ценную" англосаксонскую часть жителей вытесняют наследственно "гораздо худшие" иммигранты, приезжающие из южной и восточной Европы. В результате нажима, оказанного на сенат и правительство, в 1924 году появился закон, поощряющий въезд в США северян и англосаксов из Европы и резко затрудняющий въезд иммигрантов из южной и восточной Европы, в особенности евреев.

Информация о работе Евгеника 100 лет спустя