Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, выяснить их особенности и несовершенства и предложить пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– обозначить понятие внебюджетного фонда и его основные функции;
– изучить нормативно-правовую базу организации внебюджетных фондов в РФ, рассмотреть источники создания и направления расходования основных государственных фондов РФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 137.34 Кб (Скачать)

Введение

 

На сегодняшний день тема внебюджетных фондов является актуальной, так как развитие и совершенствование  рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему.

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения  единого центрального денежного фонда государства,  бюджета  в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма специальных фондов.

Множественность специальных  фондов создавала определённые финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объёмов таких фондов объясняется рядом причин:

1) у органов государственной  власти появляются дополнительные  средства для вмешательства в  хозяйственную жизнь и финансовой  поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

2) будучи автономными  от бюджета, эти фонды предназначались  для решения новых важных задач,  которые требуют особого внимания  со стороны государства; 

3) внебюджетные фонды  могут при определённых условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Цель курсовой работы - провести анализ  государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, выяснить их особенности и несовершенства и предложить пути их оптимизации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

          – обозначить понятие внебюджетного фонда и его основные функции;

          – изучить нормативно-правовую базу  организации внебюджетных фондов в РФ, рассмотреть источники создания и направления расходования основных государственных фондов РФ;

          – провести анализ источников формирования государственных фондов в РФ за 2007-2009 гг;

          – предложить пути совершенствования государственных внебюджетных фондов.

Объектом исследования курсовой работы являются государственные внебюджетные фонды. А предметом выступает раскрытие особенностей государственных внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты  государственных внебюджетных фондов

1.1 Понятие и особенности государственных внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей1:

– запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

– денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

– формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

– страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

– на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

– денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

– расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда)2.

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Согласно ст. 13 Бюджетного Кодекса Российской Федерации3 (далее БК РФ), государственный внебюджетный фонд – «это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь».

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями, либо выделением из бюджета  определенных расходов, имеющих особо  важное значение, либо формированием  внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов4.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

–  обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

– оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства5.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в  ведении государственных органов  власти — центральных, региональных и местных. 
Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

– Пенсионному фонду Российской Федерации;

– Фонду социального страхования Российской Федерации;

– Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

Одновременно с социальными  были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

– дорожные (федеральный и территориальные) фонды;

– воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Реформирование системы  внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при  формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так  фонды социального страхования  образуются не только за счёт страховых  взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  активного сальдо они приобретают  государственные ценные бумаги и  становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

  1. социальная защита населения;
  2. повышение жизненного уровня населения;
  3. сохранение и улучшение здоровья населения;
  4. социальная ориентация безработного населения;
  5. оказание социальных услуг населению6.

В заключении можно сделать  вывод о том, что государственные  внебюджетные фонды – важные элементы бюджетной системы РФ. Поскольку они аккумулируют денежные средства, решают социальные задачи и влияют на процесс производства путем финансирования и субсидирования отечественных предприятий.

 

1.2 Нормативно-правовая база организации внебюджетных фондов в РФ

 

Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются такие нормативные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»7, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»8 и ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»9, а так же законы Российской Федерации, регламентирующие деятельность внебюджетных фондов и другие нормативные акты.

Расходы и доходы государственных  внебюджетных фондов формируются в  порядке, установленном федеральным  законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными органами государственной власти субъектов РФ, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно Бюджетному кодексу, доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

– обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

– добровольных взносов физических и юридических лиц;

– других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

Отчет об исполнении бюджета  государственного внебюджетного фонда  составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.10

Информация о работе Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации