Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, выяснить их особенности и несовершенства и предложить пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– обозначить понятие внебюджетного фонда и его основные функции;
– изучить нормативно-правовую базу организации внебюджетных фондов в РФ, рассмотреть источники создания и направления расходования основных государственных фондов РФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 137.34 Кб (Скачать)

2.3 Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского

       страхования

 

Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»25, что было отмечено выше. Правовой режим этих фондов определен уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства26 РФ от 29.07.1998 г., а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.03.1993 г. «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год»27.

ФОМС предназначен для  аккумулирования финансовых средств  и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда  формируются за счет отчислений страхователей  на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

На территории России создаются  страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному  медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных28.

Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе  обязательного медицинского страхования  являются:

– обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;

– обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

– участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

– обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач  в области финансовой политики и  финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования29:

– осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

– проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

– вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

– осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

– участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

– осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

– аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в области  финансово-кредитной деятельности и  контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  1. аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  2. осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  3. проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  4. выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  5. совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  6. согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.

   Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:

– часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

– взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

– ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

– добровольные взносы;

– доходы от использования временно свободных финансовых средств;

– нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов

– средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе единый социальный налог  в части, зачисляемой на счета  ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения30.

Проект бюджета Фонда  на 2009-2011 годы сбалансирован по доходам и расходам и составляет соответственно на 2009 год — 119,3 млрд. рублей; 2010 год — 137,9 млрд. рублей; 2011 год — 157,9  млрд. рублей.         Поступления единого социального налога в бюджет Фонда в 2009-2011 годах составят соответственно 109,4 млрд. рублей, 127,6 млрд. рублей, 147,0 млрд. рублей, или 91,7%, 92,5% и 93% в общей сумме доходов Фонда на 2009-2011 годы.

В доходной части бюджета  Фонда на 2009-2011 годы также предусмотрены  средства из федерального бюджета в  объемах соответственно в 2009 году — 8,7 млрд. рублей, в 2010 году — 8,9 млрд. рублей, в 2011 году — 9,2 млрд. рублей, или 7,3%, 6,5% и 5,8% в общей сумме доходов Фонда на 2009–2011 годы, которые будут направлены на осуществление целевых расходов, в том числе:

– на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

– на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

– на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей – сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации31.

С 2009 года произошло значительное снижение доли средств федерального бюджета в доходах бюджета  Фонда на 2009-2011 годы по сравнению  с 2006-2008 годами, что связано с переносом из бюджета ФОМС в федеральный бюджет расходов на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам первичного звена, на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в связи с изменением механизма их предоставления субъектам Российской Федерации с 2009 года, а также завершением в 2008 году финансирования пилотного проекта, проводимого в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.    

Основную часть расходов бюджета Фонда в 2009-2011 годах составят расходы, осуществляемые за счет собственных доходов по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС и расходы за счет средств федерального бюджета, направленные на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения32.

Объемы финансирования по указанным направлениям расходов в 2009-2011 годах существенно увеличены.

Так, общий объем средств, направляемый на финансовое обеспечение  территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в 2009 году составит 93,0 млрд. рублей, в том числе дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС — 83,7 млрд. рублей, нормированный страховой запас — 9,3 млрд. рублей, на 2010-2011 годы на указанные цели зарезервированы средства в размере соответственно 110,0 млрд. рублей и 128,8 млрд. рублей, что превышает объем средств, предусмотренных на 2008 год соответственно на 31,2%, 55% и 84,6%.

На 2009-2011 годы также увеличены объемы межбюджетных трансфертов, направляемых Фондом за счет собственных доходов в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2009 году в сумме 17,0 млрд. рублей,  в 2010 году —  18,5 млрд. рублей, в 2011 году — 19,3 млрд. рублей. 

Остатки средств федерального бюджета, образовавшиеся в бюджете  Фонда по состоянию на 1 января 2009 года будут использованы в 2009 году на завершение расчетов и в качестве дополнительных ассигнований по соответствующим  статьям расходов, остатки средств  на счетах по учету средств обязательного  медицинского страхования будут  направлены на увеличение нормированного страхового запаса Фонда, используемого  на увеличение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.

Рисунок 3 - Структура доходов и расходов ФОМС РФ

В заключении можно сделать  вывод о том, что федеральный  и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы, прежде всего, для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Аналитические данные, свидетельствующие о росте доходов и расходов ФОМС, указывают на то, что и в сфере обязательного медицинского страхования государство предпочитает выполнять свои обязательства, невзирая на экономические сложности.

3 Пути совершенствования и оптимизации государственных внебюджетных фондов  

    в РФ

3.1 Реформирование Пенсионного фонда Российской Федерации.

 

Одной из самых серьезных  проблем в деятельности ПФ РФ остается проблема инвестирования пенсионных денег. Члены совета по пенсионной реформе  не пришли к единому мнению в отношении законопроектов о профессиональных пенсиях и об инвестировании средств для накопительных пенсий.

Основная претензия к  законопроекту об инвестировании пенсионных средств – недостаточная прозрачность прописанных в нем механизмов. Законопроект в нынешнем виде не может обеспечить прозрачность инвестиций, абсолютные государственные гарантии и эффективные механизмы инвестирования в наиболее доходные и прибыльные сферы. Тем более, что даже среди разработчиков закона нет согласия по поводу того, в какие именно финансовые инструменты должны инвестироваться средства Пенсионного фонда, какие финансовые институты, государственные или частные, будут при этом задействованы, где эти средства должны работать – в России или за рубежом, каков должен быть государственный контроль, как следует гарантировать их сохранность и прочее. Эти недоработки очевидны, однако на сегодняшний день не предложено никаких реальных альтернатив проекту закона. Согласно этому проекту, накопительная часть пенсионных сбережений должна инвестироваться по трем направлениям – в государственные ценные бумаги РФ, в акции предприятий с высоким рейтингом корпоративного управления в России и за границей.

Идея инвестировать часть  пенсионных средств за границей представляется очень удачной, поскольку российский инвестиционный рынок слишком мал  для тех средств, которые могут  появиться в результате перехода на накопительную систему. Может  это и покажется странным при  той нехватке инвестиций, которая  сегодня существует во всех областях нашей экономики, однако у нас  практически нет адекватных по объемам инвестиционных проектов и инструментов. Поэтому, когда в ходе пенсионной реформы появиться миллиард долларов, вложить их на территории нашей страны будет просто некуда. Выдвинутые зам. министром экономического развития Михаилом Дмитриевым  предложения о выводе большей части денег на международный фондовый рынок не вызвали одобрения в Пенсионном фонде.

К моменту введения в действие пенсионной реформы сумма резервов для инвестирования составила  около 32 млрд. рублей, то есть более 1млрд. долларов. Сумма немалая, поэтому распорядиться её нужно максимально эффективно и желательно без рисков. В результате было решено в начале проведения реформы размещать деньги исключительно внутри страны. В 2008 году все пенсионные деньги будут находиться в распоряжении государства, а государство, в свою очередь, будет инвестировать их в государственные ценные бумаги33.

Информация о работе Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации