Финансовые рынки: понятие, сущность, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мер по их развитию и совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
* определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
* рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
* расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков;
* рассмотрение влияния мирового финансового кризиса на функционирование национальных рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
1.1.Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства……………………………………………………………………...…5
1.2.Определение понятия финансовых рынков и их классификация…………………………………………………………………….8
1.3.Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности………………………………………………………20
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1.Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков в 2004-2008……………………………………………………………...25
2.2.Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России………………………………………………..…33
2.3.Пути совершенствования финансовых рынков ………………........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53

Работа содержит 1 файл

курсовая пример!!!!!.doc

— 560.50 Кб (Скачать)

     Включение того или иного звена финансового  рынка авторами зависит в основном от того выполняется ли с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.

     По  периоду обращения финансовых инструментов выделяют:

     - рынок денежных средств;

     - рынок капитала.

     В практике развитых стран считается, что если срок обращения финансового инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала, то есть имеется «пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В России разделение на кратко- и долгосрочные финансовые инструменты несколько иное. К последним часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.

     Таким образом, граница между краткосрочными и долгосрочными финансовыми инструментами, равно как и граница между денежными рынками и рынком капитала, не всегда может быть четко проведена.

     К рынку денежных средств относят  рынок краткосрочных финансовых инструментов. Этот рынок обладает высокой ликвидностью, вложения в эти активы имеют невысокий уровень финансового риска; система ценообразования на них относительно проста [5, с.126-137].

     Е.Г.  Чернова [10, c. 23-24] выделяет следующие виды денежных рынков:

     1) дисконтные рынки – рынки, на которых продаются и покупаются векселя. Их значение заключается в обеспечении равномерного притока денег в экономику;

     2) рынок межбанковских кредитов, на  котором коммерческие банки кредитуют  друг друга;

     3) рынок евровалют – представляет  собой часть денежного рынка,  на котором осуществляется торговля  краткосрочными финансовыми инструментами,  номинированными в евровалютах.  Евровалюта – общее понятие  для обозначения валют, которые  имеют хождение вне страны-эмитента, то есть широко используются на международных рынках при кредитных, депозитных и иных операциях;

     4) рынок депозитных сертификатов. Депозитные сертификаты представляют  собой свидетельства о крупных  срочных вкладах в банках и  являются ценной бумагой. Поскольку срок обращения депозитных сертификатов, как правило, не превышает одного года, эти бумаги можно рассматривать как бумаги денежного рынка.

     На  рынке капитала продаются и покупаются финансовые инструменты и услуги со сроком обращения свыше одного года. Финансовые активы, продающиеся на рынке капиталов, менее ликвидны, обладают более высоким риском и должны обеспечивать  более высокий уровень доходности. Рынок капитала подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмента выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения [5, с.130-131].

     Следует отметить, что это классическое деление  финансовых рынков по срокам обращения финансовых инструментов является в современных условиях несколько условным, так как в настоящее время рыночные технологии и условия эмиссии предусматривают преобразование отдельных видов финансовых инструментов из краткосрочных в долгосрочные и наоборот.

     По  срочности реализации сделок, заключенных  на финансовом рынке, выделяют рынки:

      1) с немедленной реализацией условий сделок (рынок «спот» или «кэш»)- представляет собой рынок финансовых инструментов, на котором заключенные сделки осуществляются в строго обусловленный короткий период времени;

      2) рынки с реализацией условий сделок в будущем (срочный рынок или рынок «сделок на срок») – предметом обращения на этом рынке являются фондовые, валютные и товарные деривативы, то есть ценные бумаги, стоимость которых является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги или товарного базового актива.

     По  территориальному признаку выделяют следующие  виды финансовых рынков:

  • местный рынок – представлен в основном операциями коммерческих банков, неорганизованных торговцев финансовыми инструментами с их контрагентами- местными хозяйствующими субъектами и населением;
  • региональный рынок – функционирует в масштабах региона, например, субъекта Федерации, и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных фондовых и валютных бирж;
  • национальный рынок – включает всю систему финансовых рынков страны, всех видов и организационных форм;
  • мировой рынок – является частью мировой финансовой системы, в него интегрированы национальные финансовые рынки всех стран с открытой экономикой.

     А.М. Ковалева [5, с.130-131] утверждает, что деление финансовых рынков по территориальному признаку позволяет оценить потенциальные возможности по привлечению свободных инвестиционных ресурсов и в зависимости от масштабов реализуемого проекта сконструировать эмиссию финансового инструмента, сориентировав его на масштаб и конкретные условия финансового рынка.

       Представленная выше классификация финансовых рынков позволяет увидеть картину в целом – все финансовые рынки являются частью единой системы, которая базируется на совокупном предложении временно свободных денежных средств. Процесс функционирования финансовых рынков сопровождается постоянным перетеканием капитала из одних секторов в другие, причем это происходит под воздействием рыночных факторов: доходности, риска, ликвидности и наличия развитой инфраструктуры. При выборе направления вложения средств инвесторы анализируют показатели, характеризующие отдельные секторы финансового рынка. Такие показатели взаимосвязаны: когда один из секторов теряет свою привлекательность, происходит увеличение объема финансовых ресурсов, перетекающих в другой сектор.

     Для обеспечения развития финансового рынка необходимо проведение государственной политики в области финансовых рынков и обеспечение эффективного надзора и контроля – в Российской Федерации эту деятельность осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая будет рассмотрена подробнее в следующем параграфе. 
 
 
 

1.3.Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности. 

     Контроль  и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.

     Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации [1]. С 17 мая 2007 Руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам является Миловидов Владимир Дмитриевич.

     Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:

  • Управление развития регулирования на финансовом рынке,
  • Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями;
  • Управление регулирования деятельности участников финансового рынка;
  • Управление эмиссионных ценных бумаг;
  • Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;
  • Правовое управление;
  • Управление делами и архива;
  • Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;
  • Управление административно-технического обеспечения;
  • Управление информации и мониторинга финансового рынка.

      Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: 1)отдел государственной службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел мобилизационной подготовки.

     ФСФР  России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные  органы: имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

      Цели  и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:

      - повышения материального уровня и качества жизни населения;

      - высоких темпов устойчивого экономического  роста;

      - создания потенциала для будущего  развития.

      Миссия  ФСФР России заключается в обеспечении  становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, а также средств пенсионных резервов и средств обязательных накопительных систем (обязательное и профессиональное пенсионное страхование). Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля в этих сферах деятельности. Особое внимание при этом будет уделено контролю инвестирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования и размещения пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Показателями, характеризующими выполнение этой миссии, являются: 

  • соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий;
  • капитализация фондового рынка по отношению к внутреннему валовому продукту.

     Необходимо  отметить, что приведенные показатели, а также показатели, характеризующие  уровень достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми  показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России [18].

     Таблица 1.3.1 Расходные обязательства и  формирование доходов

  2005г. 2006г. 2007г.  2008г. 2009г.

(прогноз)

Объем исполняемых расходных обязательств, в тыс. руб. 232748,5 785135,0 826874,0 895078,0 959687,0
Объем поступлений в бюджетную систему, в тыс. руб. - - 289000,0 356100,0 381600,0
 

     Подробный перечень исполняемых Федеральной службой по финансовым рынкам расходных обязательств и поступлений в бюджетную систему представлен в Приложении №1 и №2.

     Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения  защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, системы раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.

Информация о работе Финансовые рынки: понятие, сущность, виды