Формы бухгалтерской отчетности на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство играет немаловажную роль в экономике страны. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Содержание

Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение………………………………………………………………………………..……………….4-5
1.2 Критерии отнесения к малым предприятиям.………………..……………………..…………………6-8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………………………….……………...9-10
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………………………….……………11-13
2.2.1 Мемориально-ордерная форма…………………………………………………………………………..14-17
2.2.2 Единая журнально-ордерная форма счетоводства…………………………………….........18-22
2.2.3 Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций………………………………………………………………………………………...23-29
2.2.4 Упрощенная форма с использованием регистров бухгалтерского учета……..…..30-31
2.2.5 Простая форма бухгалтерского учета…………………………………………………………………..32-33
2.2.6 Книга учета доходов и расходов…………………………………………………………………………..34-35
2.2.7 Формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники…..…36-37
Заключение…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БФУ.docx

— 101.86 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение  …………………………………………………………………………………………………………………..………2-3

 

Глава 1. Малые  предприятия

Историческое  положение………………………………………………………………………………..……………….4-5

1.2 Критерии  отнесения к малым предприятиям.………………..……………………..…………………6-8

Глава 2. Учетная  политика на предприятии

2.1 Учетная  политика на малом предприятии……………………………………………….……………...9-10

2.2 Формы  организации бухгалтерского учета……………………………………………….……………11-13

2.2.1 Мемориально-ордерная  форма…………………………………………………………………………..14-17

2.2.2 Единая  журнально-ордерная форма счетоводства…………………………………….........18-22

2.2.3 Журнально-ордерная  форма счетоводства для небольших  предприятий и                                хозяйственных организаций………………………………………………………………………………………...23-29

2.2.4 Упрощенная  форма с использованием регистров бухгалтерского  учета……..…..30-31

2.2.5 Простая  форма бухгалтерского учета…………………………………………………………………..32-33

2.2.6 Книга  учета доходов и расходов…………………………………………………………………………..34-35

2.2.7 Формы  бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники…..…36-37

Заключение………………………………………………………………………………………………………..…..………….38

 

Список использованной литературы…………….………………...…………………………………………..39-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Малое предпринимательство играет немаловажную роль в экономике страны. В Федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.1

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Большинство неудач малых фирм связано  с неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Поэтому поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных

 

 управленческих решений. Исходя из этого целью работы является рассмотреть в работе основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малые предприятия

Историческое положение

 

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической  сфере страны предоставили некоторым  предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

Отсутствие законодательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались  на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким  образом, активная агитация приводила  к сплочению, интеграции, объединению  ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. Ч. И малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов: произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес.2 Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

             Последующее развитие малого  бизнеса выявило структурные  проблемы, касающиеся всегоэкономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

 Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Социальное страхование, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России. "Малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса". 3

 

 

 

1.2 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

 

Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

Численность работников:

-  микропредприятия - не более чем 15 человек;

- малые предприятия - до 100 человек;

- средние предприятия - от 101 до 250 человек.

 

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. Руб.;

- малые предприятия - 400 млн. Руб.;

- средние предприятия - 1000 млн. Руб.

            Таким образом, в соответствии  с указанным Федеральным законом  для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.

          Под  субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

         Малые предприятия,  осуществляющие несколько видов  деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

         Средняя  численность работников малого  предприятия определяется по  новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

         В случае  превышения установленной численности  малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.4

Федеральным законом определено, что  порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается  налоговым законодательством. Тем  самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям .

         Указанный  Закон несколько изменил порядок  начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

        Наряду с  ускоренной амортизацией малые  предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

        В соответствии  с Законом кредитование малых  предприятий осуществляется на  льготных условиях с полной  или частичной компенсацией кредитным  организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

      Законом предусмотрено,  что статистическая и бухгалтерская  отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учетная политика на предприятии

2.1 Учетная политика на малом  предприятии

 

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/98 под учетной  политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения  бухучета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Принятая малым предприятием учетная  политика утверждается приказом или  распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

В УП должен содержаться рабочий  план счетов; формы первичных документов, принимаемых для оформления хозяйственных  операций по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также внутренней бухгалтерской  отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями и т.п.

Информация о работе Формы бухгалтерской отчетности на малых предприятиях