Формы бухгалтерской отчетности на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство играет немаловажную роль в экономике страны. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Содержание

Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение………………………………………………………………………………..……………….4-5
1.2 Критерии отнесения к малым предприятиям.………………..……………………..…………………6-8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………………………….……………...9-10
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………………………….……………11-13
2.2.1 Мемориально-ордерная форма…………………………………………………………………………..14-17
2.2.2 Единая журнально-ордерная форма счетоводства…………………………………….........18-22
2.2.3 Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций………………………………………………………………………………………...23-29
2.2.4 Упрощенная форма с использованием регистров бухгалтерского учета……..…..30-31
2.2.5 Простая форма бухгалтерского учета…………………………………………………………………..32-33
2.2.6 Книга учета доходов и расходов…………………………………………………………………………..34-35
2.2.7 Формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники…..…36-37
Заключение…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по БФУ.docx

— 101.86 Кб (Скачать)

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утвержденная Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает четыре раздела:

I "Общие положения.

 

II "Формирование учетной политики".

 

III "Раскрытие учетной политики".

 

IV "Изменение учетной политики".

В которых установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций.  А именно, то , что учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Так же в ПБУ 1/98 указано, что изменение  учетной политики организации может  производиться в случаях: изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.5

При разработке и утверждении учетной  политики организации преследуются 2 основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухучета и регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухучета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с этими показателями нельзя осуществлять сравнительный анализ деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.  Это еще раз доказывает важность принятия учетной политики и ее детальную разработку для каждого конкретного предприятия.

 

 

 

 

 

 

2.2 Формы  организации бухгалтерского учета

 

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Федерального закона "О бухгалтерском  учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. От 30.06.2003 N 86-ФЗ);

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. От 24.03.2000 N 31н);

Типовых рекомендаций по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства: приказ Минфина  России от 21.12.1998 N 64н.3

Положений по бухгалтерскому учету;

Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. От 07.05.2003 N 38н);6

Налогового кодекса РФ и др.

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Формы учета различаются по количеству применяемых регистров, их назначению, внешнему виду и содержанию.

          Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

Единой журнально-ордерной формы  счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и  хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

Упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Однако рекомендованными формами  возможности малых предприятий  по организации бухгалтерского учета не ограничиваются. На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

Мемориально-ордерная форма;

Единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмом МФ СССР от 8 марта 1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);

Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена письмом МФ СССР от 6 июня 1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»);

Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренная Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н);

Простая форма, предусмотренная Типовыми рекомендациями;

Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утверждена приказом Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (книгу учета доходов и расходов мы отнесли к формам бухгалтерского учета, хотя следует помнить, что в статье 346.24 НК РФ указывается, что на основании указанной книги ведется налоговый учет, а не бухгалтерский).

Форма бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в методических указаниях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20 февр. 1981 № 35/54-Р/426 по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники).

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым  предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется  использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.1. Мемориально-ордерная форма  бухгалтерского учета

 

Мемориально-ордерная система учета  возникла в конце 1920-х – начале 1930-х гг. В результате творческой переработки новой итальянской формы бухгалтерского учета. Эта форма стала применяться на всех предприятиях и организациях страны, особенно в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, когда для ведения учета были привлечены сотни тысяч человек, не имеющих достаточного опыта и специальной подготовки.

            В мемориально-ордерной форме сочетаются книжные и карточные регистры, синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического используются главным образом карточки. Бухгалтерские записи оформляются с составлением мемориальных ордеров, которые выписывают на каждую отдельную операцию либо на группу однородных операций, объединенных одной накопительной или группировочной ведомостью.7Например, вместо того чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, то есть составляют один мемориальный ордер. Группировочные ведомости оформляют на короткий период времени (1- несколько дней). Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц, по мере поступления первичных документов отражают эти операции. Ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи, приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает бухгалтер или его заместитель. К ордеру прилагают документы, на основании которых сделана запись.

            При мемориально - ордерной форме учета хронологическая запись операций отделена от систематической. Хронологическая запись осуществляется в специальном регистре – регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, приписывая им текущие номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним. А так же соответствие общей суммы записей месячным оборотам по синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.

           После  записи в регистрационном журнале  мемориальные ордера записывают в Главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. Здесь отражают номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям.

     В Главной книге  записи группируют обороты по  каждому синтетическому (главному) счету, как по дебету, так и по кредиту. Записывают отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме. Форма счетов главной книги выглядит следующим образом:

    Таблица 1.1

Счет главной книги

     

   Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в книгах, карточках и на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов приложенных к мемориальным ордерам в конце отчетного месяца на основании записей в аналитических учетных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости. Одну на группу аналитических счетов объединенных соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итоговых оборотов и сальдо аналитических счетов с объединением их с синтетическими счетами. Такая сверка обязательна, поскольку позволяет выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления большинства ошибок составляют бухгалтерский баланс. Мемориально - ордерные формы отличаются простотой обеспечивающей разделение учетного труда, благодаря чему эта форма получила мировое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постоянно совершенствовалась. На смену книгам пришли свободные листы. На основании ведомостей были разработаны новые регистры. То есть журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета. То есть журнально – ордерную 8.

         Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов организации.

        Месячные итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.

       Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.

Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.

       Значение Главной  книги еще и в том, что  она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.

    Главным недостатком  журнально-ордерной формы учета,  на наш взгляд, является ее неэффективность для автоматизации, так как из-за многографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объём экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере

             Применение журнально-ордерной формы учета значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.

      Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги. Некоторые бухгалтеры считают, что поэтому отпадает надобность в составлении оборотной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговые данные Главной книги в баланс.

      Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива в этом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетического учета.

 

 

Таблица1.2.

                              Оборотно-сальдовая ведомость

Информация о работе Формы бухгалтерской отчетности на малых предприятиях