Характеристика и роль малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..4
1.2 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….9
1.3 ПРЕИМУЩЕСТВО И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПО СРАВНЕНИЮ С КРУПНЫМИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................18
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………………………………………………………………………..23
2.1 ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА ГОСУДАРСТВОМ………………………………...............................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАР-КА МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

По усмотрению субъектов Российской Федерации  возможно установление льгот и (или) льготного порядка по уплате единого  налога для отдельных категорий  плательщиков. При этом все льготы устанавливаются в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.

Какой объем  налогообложения выбрать, решает законодательная  власть субъекта Российской Федерации. С точки зрения простоты контроля органами порядка расчета налогов, предпочтение следует отдать валовой  выручке. Если в качестве критерия выбора объекта обложения руководствоваться  видом деятельности предприятия, то можно использовать следующее деление: при производственной деятельности использовать как объект налогообложения  совокупный доход, а при торговой и реализационной деятельности - валовую  выручку.

1.3 ПРЕИМУЩЕСТВО  И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА  ПО СРАВНЕНИЮ С КРУПНЫМИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

     Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики имеют  как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- более быстрая  адаптация к местным условиям  хозяйствования;

- большая независимость  действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и  оперативность в принятии и  выполнении принимаемых решений;

- относительно  невысокие расходы, особенно затраты  на управление;

большая возможность  для индивидуума реализовать  свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая  потребность в капитале и способность  быстро вводить изменения в  продукцию и производство в  ответ на требования местных  рынков;

- относительно  более высокая оборачиваемость  собственного капитала и др.

Так, в докладе  Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия  располагают значительными конкурентными  преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные  материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства  лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Малые и средние  предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время  субъектам малого предпринимательства  свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высокий  уровень риска, поэтому высокая  степень неустойчивости положения  на рынке;

- зависимость  от крупных компаний; недостатки  в управления делом;

- слабая компетентность  руководителей;

- повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования; трудности  в привлечении дополнительных  финансовых средств и получение  кредитов;

- неуверенность  и осторожность хозяйствующих  партнеров при заключении договоров  (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом  малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних  предприятий.

В регулярно  проводимых опросах в среде малых  бизнесменов США главными причинами  неудач их деятельности чаще всего  называют:

- некомпетентность;

- несбалансированный  опыт (например, опытный инженер,  но неопытный коммерсант);

- нехватка опыта  в коммерции, финансах, поставках  производстве, управлении в единоличных  формах владения и в товариществах,  умении заводить и поддерживать  деловые связи и контакты, общего  менеджерского опыта.

Другими причинами  банкротств малых фирм являются:

- запущенность  бизнеса;

- плохое здоровье  или вредные привычки;

- катастрофы, пожары, воровство и т.д.;

- мошенничество.

По данным, приведенным  фирмой «Дан энд Брэдст-ритм», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 - конкуренция, в 16 - слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны сих неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует  о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В  современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый  коммерсант, почти ничего не знающий  о производстве, либо инженер, который  ничего не знает о коммерции. Нередко  владелец малой фирмы имеет слишком  мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

    Шансы фирмы  на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы  малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые  предприниматели, которые много  работают, но в то же время не переходят  в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая  квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел  в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда  состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку  коллективное принятие решение более  профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск  то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать  малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов  и принципов предпринимательства  будущего.

Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят  о способности страны приспосабливаться  к меняющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается и набирает темпы  роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Так, по данным Госкомстата  в 2007 г. число малых предприятий  в России превысило 1 млн., занятость  на одно предприятие выросла на 6,7%. Общая численность малых предприятий  в России по отраслям экономики приведена  в таблице 1.

Таблица 1.

«Число предприятий  по отраслям экономики» (на 1 января, тыс. )

 
№ п/п 2004 2005 2006 2007  
1 2 3 4 5  
Всего предприятий: 1200,0 1500,0 1700,0 2000,0  
В том  числе по отраслям:          
Промышленность 120,0 180,7 260,2 230,5  
Сельское  хозяйство 11,9 20,9 17,6 19,8  
Транспорт и связь 28,1 35,3 33,6 40,5  
Строительство 145,9 188,2 250,5 299,5  
Торговля  и общественное питание 500,5 701,5 513,4 678,6  
Материально-техническое  снабжение 30,2 35,2 30,8 44,2  
Информационно-вычислительное обслуживание 15,8 18,1 16,2 17,7  
Операции  с недвижимым имуществом 3,1 5,2 5,8 8,2  
Общая коммерческая деятельность по обеспечению

Функционирования  рынка

40,6 120,9 134,9 138,4  
Прочие  виды деятельности сферы материального  производства 26,8 44,4 30,6 34,8  
Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения 20,8 34,3 39,5 40,4  
Здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение 18,2 23,4 25,8 31,8  
Образование 10,8 16,8 17,5 20,8  
Культура  и искусство 10,1 14,5 15,7 19,2  
Наука и научное обслуживание 65,9 69,8 77,7 85,8  
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 8,3 15,5 19,2 20,6  
           

2. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     Анализ  экономической литературы и фактически статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых  предприятий относительно низкая. При  росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной  поддержке малое предпринимательство  является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости  населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

- формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества;

- расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров, работ, услуг  и культуры обслуживания;

- приближения  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

- содействие  структурной перестройке экономики.

Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.

- привлечение  личных средств населения на  развитие производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем крупных.

- создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня  безработицы;

- способствование  более эффективному использованию  творческих возможностей людей,  раскрытию их талантов, развитию  различных видов ремесел, народных  промыслов;

- вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  производство налагает определенные  ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование  социального слоя собственников,  владельцев, предпринимателей;

- активизация  научно-технического прогресса;

- освоение и  использование местных источников  сырья и отходов крупных производств;

Информация о работе Характеристика и роль малого бизнеса