Характеристика и роль малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА………………..4
1.2 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ….9
1.3 ПРЕИМУЩЕСТВО И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПО СРАВНЕНИЮ С КРУПНЫМИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................18
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ …………………………………………………………………………………..23
2.1 ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
МАЛОГО БИЗНЕСА ГОСУДАРСТВОМ………………………………...............................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАР-КА МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

- содействие  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки,

- создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

- освобождение  государства от низко рентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа.

Все эти и  другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью формирования экономики  России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации.

Во-первых, сложная  экономическая обстановка, царящая  в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение  платежной дисциплины, высокий уровень  процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства.

2.1 ИНФРАСТРУКТУРА  ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО  БИЗНЕСА ГОСУДАРСТВОМ

     Основные  положения государственной поддержки  малого предпринимательства сформулированы в законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации». Отдельные  положения данного закона были конкретизированы в Указе Президента от 4 апреля 1996 г. №491 «О первоочередных мерах государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  были не только приведены основные направления работы по поддержке  малого бизнеса, но и предусматривалось  выделение конкретных финансовых средств.

Одной из форм поддержки  малого предпринимательства являются:

- создание фондов  поддержки малого предпринимательства,  как на федеральном, так и на региональном уровнях;

- создание обществ взаимного кредитования;

- льготное кредитование  и страхование субъектов малого  предпринимательства;

- привлечение  малого бизнеса к производству  продукции и товаров для государственных  нужд и др.

Фонды поддержки  малого предпринимательства

Большую роль призваны сыграть фонды поддержки малого предпринимательства. Это некоммерческие организации, средства для деятельности которых берутся из бюджета, добровольных взносов и т.д.

Эти фонды имеют  право на предоставление льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных  займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Одной из основных задач фонда является оказание предпринимателям финансовой помощи как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Фонды также могут выступать в качестве залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого бизнеса. Важно отметить, сто функция гаранта играет немаловажную роль, так как сейчас трудно получить кредит без обеспечения.

В целом, фонды  должны стать мощным рычагом в  развитии малого бизнеса, оказывая ему  всевозможную поддержку.

Общества взаимного  кредитования.

Другой структурой, признанной оказывать финансовую помощь, являются общества взаимного кредитования малого предпринимательства. Эти общества создаются на основе денежных вкладов участников малого бизнеса и предоставляют своим членам, как правило, беспроцентные ссуды.

Важным преимуществом  обществ взаимного кредитования являются возможность не получать лицензию Центрального банка Российской Федерации, не размещать там обязательные резервы, а управление собственными ресурсами поручать банку-депозитарию или иной кредитной организации.

Вместе с тем, эти общества не вправе предоставлять  денежные средства физическим и юридическим  лицам, которые не являются их участниками.

Поддержка в  области кредитования и страхования.

Статья 11 Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что кредитование субъектов малого предпринимательства  осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей  разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки  малого предпринимательства. При этом организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства  на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством  российской Федерации и ее субъектов.

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между кредитной организацией и  соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Страхование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях.

Размер, порядок  и условия компенсации устанавливаются  договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Страхование субъектов  малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом организации, осуществляющие страхование субъектов  малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном  действующим законодательством.

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично неполученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Размер, порядок  и условия компенсации устанавливаются  договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки  малого предпринимательства.

Финансирование  программ поддержки малого бизнеса.

Финансовое обеспечение  государственных и муниципальных  программ поддержки малого предпринимательства  осуществляется ежегодно за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов, а также  за счет других источников.

Объем ежегодно выделяемых обязательных средств указывается  в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Объем финансирования указанных программ за счет средств  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов указывается в расходной  части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Правительство РФ, органы государственной исполнительной власти субъектов РФ обязаны предусматривать  резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и  товаров (услуг) для государственных  нужд. Эта обязанность декларирована  не только в законе, но конкретизирована в постановлении Правительства  РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных  предприятий в реализации государственных  программ и выполнении заказов государственных  нужд».

Государственные заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку  и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством России, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны  размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных  нужд данного вида продукции на основу конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

К сожалению, большинство  мер поддержки малого предпринимательства  пока только декларированы, но не получили практической реализации.

Малый бизнес в  решении проблемы занятости.

Роль малого предпринимательства в экономике  во многом определяется численностью занятых работников, возможность  создания дополнительных рабочих мест. По данным Госкомстата РФ, в 2007 г. на малых предприятиях всех отраслей экономики  и всех форм собственности среднесписочная  численность занятых составила  около 9,5 млн чел. В 2007 г. по сравнению с 2002 г. число занятых на предприятиях малого предпринимательства увеличилось на 50%. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Безусловно, нестабильная экономическая ситуация в России негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия  в затруднительное положение. И  в их числе в первую очередь  оказываются предприятия, функционирующие  в сфере производства товаров, бытовых  услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость  которых постоянно растет. Налоговый  пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия  подрывают стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой. Обобщая данные социологических  опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией  развития малого предпринимательства  на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги, законодательство, инфляция, экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит, трудности получения кредита и высокая кредитная ставка, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, политическая ситуация, бюрократия, недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки, недостаток материальной базы, финансовая политика государства, действия Центрального банка России, сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

Однако, не смотря на все явные недостатки в развитии малого предпринимательства, в последние  годы в России наметилась положительная  тенденция в его развитии. Такое  мнение высказал исполняющий обязанности  министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  Андрей Цыганов во время выступления  на четвертой всероссийской конференции  представителей малых предприятий.

В качестве позитивной тенденции он указал на создание частными структурами механизмов финансирования малого бизнеса. Многие крупные российские компании уже имеют собственные  программы финансирования поддержки  малого бизнеса.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что со временем малое предпринимательство  в России имеет все предпосылки  к тому, чтобы в скором времени  выйти на европейский уровень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов О.Ю. «Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития», 2007 г.

2.  Губарев  В.Г. «Основы экономики и предпринимательства», 2003 г.

3. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая теория. Краткий курс», 2005 г.

4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. «Малое предпринимательство» 2007г.

5. Прилуцкий Л.Н.«Малые предприятия» 2006 г.

6. Сидорович А.В. «Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика» 2001 г.

 7. Чапек В.Н. «Экономика организаций малого предпринимательства»,2007 г.

www.business.zakon.ru

www.ofdp.ru

www.businessinform.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Характеристика и роль малого бизнеса