Характеристика учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1 Организационные основы учетной политики ……………………………….5
1.1 Основные элементы учетной политики ……………………………………5
1.2 Нормативное регулирование и концепция бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики…………………………………………………………….….…..10
2 Учетная политика организации………..……………………………….……19
2.1 Основные требования бухгалтерского учета при выборе учетной политики организации…………………………………………………………………..………...19
2.2 Изменения учетной политики………………………………………………..25
Заключение...............................................................................................................29
Глоссарий …………………………………………………………….…………...31
Список используемых источников ……………………………………….……..36
Приложение А
Приложение Б

Работа содержит 1 файл

Новосельцева И.А., КР.,БФУ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Учетная политика - один из важных вопросов организации бухгалтерского учета, правильное оформление которого способствует достоверному определению финансового результата и требует правильного оформления, полного раскрытия в финансовой отчетности. Разрабатывая методы и принципы учетной политики, предприятия должны учитывать ее влияние на суммы признанных расходов или доходов, финансовые результаты. Как правило, учетная политика, сформированная предприятием, уточняет моменты признания расходов и способствует представлению достоверной финансовой информации.

     Последствия принятия учетной политики очень  важны для внутренней жизни организации  и, следовательно, учетная политика является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Учетная политика предоставляет возможность законного способа корректировки финансового результата и налогооблагаемой прибыли.

     Поскольку в соответствии с п.5 ст.8 Закона о  бухучете предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику, ее эффективность целиком зависит от руководства компании. Ключевую роль в оптимизации этого процесса играет документ, который в отечественной практике принято называть приказом об учетной политике.

     По  мнению И. Стефанюка и Л. Ловинской, определение учетной политики, данное С. Свирко, является наиболее содержательным: «совокупность учетных принципов, методов, процедур и мероприятий для обеспечения качественного, непрерывного прохождения информации от этапа первичного наблюдения к обобщающему составлению отчетности».[19, c.26]. Если обобщать все приведенные определения, то выйдет следующее: учетная политика субъекта хозяйствования это совокупность принципов, методов и процедур, используемых субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и предоставления финансовой отчетности в пределах, определенных Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством Финансов и другими органами исполнительной власти после согласования с Министерством финансов. [18, с. 23]

     Учетная политика предприятия должна обеспечивать:

     - полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной деятельности;

     - отражение, в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности  исходя не только из их правовой  формы, но и из экономического  содержания фактов и условий  хозяйствования;

     - тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам. По соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

     В соответствии с нормативно-правовыми  документами, регламентирующими порядок  формирования и раскрытия учетной политики организаций, каждый элемент учетной политики может иметь несколько допустимых законодательством вариантов (например, для учета складских запасов могут применяться методы ФИФО, метод средневзвешенной себестоимости, метод цены продаж, метод идентифицированной себестоимости одной единицы запасов, метод нормативных расходов). 
 

     1.2 Нормативное регулирование и концепция бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики 
 

     В РФ бухгалтерский учет регламентируется правовыми нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета.

     Основы  организации и регулирования  Российской системы бухгалтерского учета следует рассматривать в комплексе мер:

- Постоянное совершенствование правовой системы РФ и нормативных актов, обеспечивающих функционирование бухгалтерского учета;

- Совершенствование бухгалтерской службы как исполнителя службы бухгалтерского учета, через систему подготовки кадров бухгалтеров;

- Постоянное совершенствование учетной политики через систему образовательных приложений.

- Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете, выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации [15, С.62].

     Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом в РФ осуществляется Федеральным  органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ основными функциями Федерального органа определены следующие направления:

     - подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

     - организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в РФ;

     - разработка критериев и порядка аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

     Законодательство  о бухгалтерском учете находится  в ведении Правительства РФ и  состоит из Федерального закона, раскрывающего  правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Нормы, содержащиеся в других ФЗ и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать ФЗ. В случае возникновения противоречий с содержанием других ФЗ нормы права, выступающие предметом ФЗ, имеют приоритет. Правительством РФ от 19.08.1994г. было принято постановление №984 «Об утверждении Положения о МФ РФ», в соответствии, с которым все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждаться Министерством финансов РФ. Министерство финансов РФ решает принципиальные вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности.5 Конкретные ситуации учета в организации самостоятельно решает главный бухгалтер, который должен быть всегда готов к этому.

     В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит их документов четырех уровней6.[Приложение. Б]

     На  первом уровне документов составляют законы, указы президента, постановления  правительства, регулирующие прямо  или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет. В документах первого уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми организациями на территории России.

     В Федеральном законе № 129 ФЗ «О бухгалтерском  учете» центральное место занимают вопросы формирования полной и достоверной информации об имущественном положении организации, необходимой многим пользователям для принятия экономических решений.

     В Законе определены основные задачи бухгалтерского учета, основные требования к ведению  бухгалтерского учета, определен состав бухгалтерской отчетности.

     Таким образом, ведение бухгалтерского учета в России все более приближается к международным нормам ведения учета и формирования отчетности, что является объективной необходимостью при вхождении в мировой рынок. Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов РФ как методологическим центром. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. Они определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня. К этому уровню относятся методические указания7 (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые как Министерство финансов РФ, так и ЦБ РФ и др. предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных и др. характеристик организаций. К числу документов второго уровня следует отнести [Приложение Б]План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению и методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в разных отраслях экономики страны8.

     Документы третьего уровня подготавливаются и  утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединениям бухгалтеров, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. К третьему уровню документов относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету в развитие документов первого и второго уровня. Данные документы имеют рекомендательный характер. В качестве примера можно назвать проведение инвентаризации, учет основных средств и др.

     Документами четвертого уровня в системе регулирования  бухгалтерского учета являются рабочие  документы организации, формирующие  ее учетную политику в методическом, техническом и организационном  аспектах, то есть рабочие документы, подготовленные к применению и утвержденные руководителем организации. Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой определяет руководитель. С учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности. Структуры и размеров организации и др. факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности и формирования учетной политики организации.

     С совершенствованием нормативной базы тесно связана концепция бухгалтерского учета в период перехода рыночной экономике России В данной концепции  сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие десятилетие  и на более длительный период.

     Данная  концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в  современных условиях хозяйствования. Она ориентирована на рыночную экономику  и использования опыта др. стран, международных принципов учета  и отчетности, последние достижения науки и техники [15, С.29].

     Рассмотрим  содержание концепции бухгалтерского учета.

     1. Общие положения. Концепция является  основой построения системы бухгалтерского  учета организациями всех отраслей  экономики, видов деятельности  и организационно-правовых форм в России. Она призвана:

     -обеспечить  заинтересованных специалистов  информацией об общих подходах  к организации и ведению учета;

     -быть  основой для поэтапной разработки  новых и пересмотра действующих  нормативных актов по учету;

     -служить базой для применения решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

     -помогать  потребителям бухгалтерской информации  в понимании данных, содержащихся  в отчетности.

     Концепция определяет основы организации и  ведения бухгалтерского учета для организации всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.

     Для субъектов малого предпринимательства  могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений  концепции, которые не противоречат целям бухгалтерского учета.

     2. Цель бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. Схема пользователей бухгалтерского учета показана в Приложении В. Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

     Применительно к внутренним пользователям целью  бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.

     3. Основы организации бухгалтерского  учета. Для реализации концепции при организации бухгалтерского учета предполагаются допущения имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

     Формирование  информации, удовлетворяющей потребности  заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно отвечает за эту информацию и предоставление ее заинтересованным пользователям.

     4. Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Информация о работе Характеристика учетной политики предприятия