Характеристика учетной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1 Организационные основы учетной политики ……………………………….5
1.1 Основные элементы учетной политики ……………………………………5
1.2 Нормативное регулирование и концепция бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики…………………………………………………………….….…..10
2 Учетная политика организации………..……………………………….……19
2.1 Основные требования бухгалтерского учета при выборе учетной политики организации…………………………………………………………………..………...19
2.2 Изменения учетной политики………………………………………………..25
Заключение...............................................................................................................29
Глоссарий …………………………………………………………….…………...31
Список используемых источников ……………………………………….……..36
Приложение А
Приложение Б

Работа содержит 1 файл

Новосельцева И.А., КР.,БФУ.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

     - журнально-ордерная;

     - мемориально-ордерная;

     - упрощенная;

     - автоматизированная.

     Учетная политика должна быть оформлена соответствующим  организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:

     1) рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  своевременности и полноты учета  и отчетности;

     2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     3) порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;

     4) методы оценки активов и обязательств;

     5) правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

     6) порядок контроля хозяйственных  операций;

     7) другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

     В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.

     Потенциальными  пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки;  налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

     Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

     Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

     Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.

     Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.14

     В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних  пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

     Внутренний  контроль за выполнением учетной  политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.

     В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.

     Если  при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана. 
 

      2.2 Изменение учетной политики 
 

     Перечень  случаев, когда допускается изменение  учетной политики, приведен в п. 16 ПБУ 1/98 и является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями.

     Изменение учетной политики организации может  производиться в случаях:

     - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

     - разработки организацией новых  способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую15 трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

     - существенного изменения условий  деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

     Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом

     Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной  деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

     Это значит, что при возникновении  таких фактов уточнение учетной политики можно производить и в течение календарного года. В число таких фактов можно включить, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала.

     Последствия изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

     Если  изменения в учетную политику вносятся в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

     Если  же изменение производится по иным причинам, либо в соответствующих  законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. В этом случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

     Отражение последствий изменения учетной  политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

     Указанные корректировки отражаются лишь в  бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

     Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным строкам). В соответствии с п. 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.

     Итак, пунктом 22 ПБУ 1/98 уточнено, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать:

     - причину изменения учетной политики;

     - оценку последствий изменений  в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

     - указание на то, что включенные  в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

     Нормы, регулирующие порядок изменения  учетной политики, перенесены в раздел III ПБУ 1/2008 (ранее они находились в разделе IV ПБУ 1/98). Ранее пунктом 21 ПБУ 1/98 было установлено, что, когда изменения учетной политики не обусловлены изменениями законодательной или нормативной базы, последствия изменений должны быть рассчитаны и отражены в отчетности минимум за два года. В пункте 15 ПБУ 1/2008 минимальный период, за который производится указанный расчет, исключается, но вводится понятие "ретроспективное отражение" (последствий изменений в учетной политике), то есть отражение пересчитанных показателей за максимально возможный период времени. При этом устанавливается только одно ограничение по продолжительности периода: "за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью» Иначе говоря, предлагается производить перерасчеты до тех пор, пока имеются необходимые данные. На практике это означает, что максимальная продолжительность указанного периода ограничивается пятью годами (ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). 

     Заключение

     Подводя итоги исследования курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

     Учетная политика организации является обязательным элементом документального регулирования  деятельности бухгалтерских служб организаций. В этом распорядительном документе устанавливаются общие принципы организации бухгалтерского учета, действующие в конкретной организации, которые позволяют обеспечить непрерывность бухгалтерского учета, а также выполнение функций бухгалтерскими службами. Кроме того, грамотно сформированная учетная политика позволяет оптимизировать налогообложение реализационных и иных операций в организации.

     Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода  бухгалтерского учета обеспечивает максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей.

     Учетная политика организации должна отвечает следующим требованиям ведения  бухгалтерского учета: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и  рациональность.

     Ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации.

Информация о работе Характеристика учетной политики предприятия