Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………….3

 

Приложения……………………………………………………………………91-117 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Общепризнанно, что бухгалтерский  учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается  в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения  учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика организации  является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок  ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика. Все остальные внутренние организационно - распорядительные документы, регулирующие финансово - хозяйственную деятельность, должны формироваться именно на основе учетной политики.

В ходе реформирования бухгалтерского учета учетная политика коммерческой организации из формального атрибута финансовой отчетности превратилась в эффективный инструмент финансового менеджмента, способ финансово-экономического выживания.

От выбора принципов  учетной политики зависит финансово-экономическая безопасность бизнеса (финансовая устойчивость, платежеспособность и другие показатели качества менеджмента). Компетентный главный бухгалтер понимает, что влияние различных способов учета на себестоимость продукции, работ, услуг и на финансовый результат может быть довольно значительным.

В связи с  введением ст.167 Налогового кодекса  РФ понятия «налоговый учет» в  учетной политике стало необходимым  раскрывать не только методы оценки видов  имущества и обязательств, но и  общие подходы к организации налогового учета. В соответствии с п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, при формировании учетной политики организации по определенному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Налоговое законодательство (гл.21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ) также содержит ряд норм, которые позволяют организации выбрать из нескольких вариантов учета наиболее выгодный для себя.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что тема учётной  политики организации является актуальной на современном уровне, имеет научно–практическую значимость.

Цель написания  работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной  политики организации.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих  задач:

  1. Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
  2. Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
  3. Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
  4. Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Достижению цели и  задач работы способствовало изучение нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский и налоговый учет, публикаций в периодических печатных изданиях «Консультант бухгалтера», «Экономико-правовой бюллетень», «Бухгалтерский учет».

Объектом исследования является ООО «МЕЛИРА». Осуществляемыми видами деятельности организации является оптовая торговля продовольственными товарами. В процессе исследования изучены следующие документы: бухгалтерская отчетность, Учетная политика, учетные регистры бухгалтерского учета (журналы-ордера и ведомости, Главная книга), регистры налогового учета, первичные документы по различным участкам учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование  учетной политики у хозяйствующего  субъекта

    1. Система Нормативного регулирования учетной политики

 

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта и представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета также относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Вместе с тем обращает внимание то обстоятельство, что документами  системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета исчерпывающее  определение способов ведения бухгалтерского учета не приводится.

Из этого следует, что  учетная политика организации может  представлять собой объемный документ, включающий несколько приложений и  регулирующий практически все элементы учетного процесса.

Столь тщательная проработка указанных элементов и закрепление их на уровне распорядительного документа позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех сторон, в той или иной степени участвующих в учетном процессе и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Таким образом, при разработке и утверждении учетной политики организации преследуются две основные цели:

-закрепление выбранных  способов ведения бухгалтерского  учета;

-регулирование (на уровне внутреннего  нормативного акта) максимально  возможного количества элементов организации бухгалтерского учета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

При этом достижение первой цели является обязательным. О выбранных способах бухгалтерского учета должны быть извещены все группы заинтересованных пользователей. Налоговые органы не являются самыми приоритетными пользователями бухгалтерской отчетности, однако разногласия во взаимоотношениях именно с ними с высокой степенью вероятности могут повлечь за собой наложение финансовых санкций и, как следствие, ощутимые материальные потери.

При этом учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой).

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации в налоговой декларации.

В соответствии с требованиями  Налогового кодекса РФ система налогового учета, применяемая организацией, должна обеспечить получение информации, необходимой для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

По сути, это означает, что организации необходимо разработать такую учетную политику для целей налогового учета, которая позволяла бы получать все данные, необходимые для заполнения налоговой декларации. Данные налогового учета должны отражать:

-порядок формирования  суммы доходов и расходов;

-порядок определения  доли расходов, учитываемых для  целей налогообложения в текущем  налоговом (отчетном) периоде; 

-сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению  на расходы в следующих налоговых  периодах;

-порядок формирования  сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль и другим налогам.

Исходя из этого можно  утверждать, что сегодня учетная  политика организации должна состоять из 2 частей:

    1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
    2. Учетная политика для целей налогового учета.

Бухгалтерская и налоговая  учетная политика может быть оформлена  как одним, так и разными организационно - распорядительными документами (приказами, распоряжениями). В связи с наличием существенных различий между бухгалтерским и налоговым учетом необходимо разграничить правила формирования информации, утвердив бухгалтерскую и налоговую политику двумя разными приказами.

Так как вид организационно - распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены ее основные элементы, а те элементы, которые требуют подробной разработки и занимают сравнительно большой объем, следует помещать в приложения к данному приказу.

Необходимость обязательного  формирования учетной политики для  целей бухгалтерского учета всеми  предприятиями и организациями  независимо от организационно - правовой формы обусловлена требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н установлены требования к содержанию и оформлению учетной  политики.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций. Положение распространяется:

-в части формирования  учётной политики – на организации,  независимо от организационно–правовых  форм;

-в части раскрытия учётной  политики – на организации,  публикующие свою бухгалтерскую  отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе

Различные положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  принципы, базовые правила ведения  бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной  политики осуществляется выбор соответствующего способа из нескольких, предлагаемых ПБУ. Например, Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденному Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н установлены следующие способы начисления амортизации: линейный, пропорционально выручке, по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка. В учетной политике организация осуществляет выбор из предложенных вариантов.

Разработка и утверждение  учетной политики для целей налогового учета (исчисления налога на прибыль) предусмотрена  нормами п.12 ст.167 и ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации.

Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета была установлена еще с введением в действие гл.21 Налогового кодекса РФ - «Налог на добавленную стоимость». После принятия гл.25 «Налог на прибыль организаций» обязательность разработки специальной учетной политики или введения в учетную политику организации специального раздела, посвященного организации и ведению налогового учета, не только подтверждена, но и детализирована.

Также учетная политика должна рассматривать вопросы исчисления иных налогов: налога на добавленную  стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, налога на имущество и других налогов в  соответствии с главами налогового кодекса.

Согласно ст.346.14. для  организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, элементом  налоговой учетной политики является объект налогообложения, а именно:

-доходы (ставка единого  налога - 6%; осуществленные расходы  не влияют на сумму единого  налога; убытки по результатам  работы за налоговый период  на будущее не переносятся);

-доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка единого налога - 15%, перечень расходов является закрытым; перенос убытков, полученных по результатам работы за налоговый период, на будущее).

Выбор объекта налогообложения  с полученных доходов на весь период применения упрощенной системы налогообложения осуществляется такими организациями самостоятельно и должен быть оформлен соответствующим организационно - распорядительным документом.

Общеизвестно, что институты, понятия  и термины неналогового законодательства, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этом законодательстве. Например, требования, предъявляемые к оформлению первичных документов в соответствие с Законом о бухгалтерском учете, используются также и в налоговом учете и т.п.

Информация о работе Учетная политика предприятия