Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Следовательно, указывать в учетной  политике организации обязательность проведения инвентаризаций в перечисленных случаях (кроме проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности) необязательно.

Однако в учетной политике должен быть определен список материально  ответственных лиц, при смене  которых инвентаризация обязательна. Кроме того, в учетной политике на каждый год может определяться состав инвентаризационных комиссий по видам инвентаризаций (по видам инвентаризуемого имущества). Поэтому при разработке учетной политики организации следует определить сроки проведения каждого вида имущества и обязательств, а также определить состав комиссий проводящих инвентаризацию этих видов.

В учетной политике ООО  «МЕЛИРА» указание на проведение инвентаризации отсутствует, организация в этом вопросе руководствуется нормативными документами, инвентаризационные комиссии назначаются отдельными приказами, что допустимо и не является недостатком.

Кроме перечисленных  аспектов, в учетной политике могут  быть отражены и другие обстоятельства.

Итак, организация осуществляет выбор способов организации учетного процесса  из предлагаемых законодательством, а именно выбирает форму бухгалтерского учета, определяет организационную структуру бухгалтерии, особенности использования плана счетов, график документооборота, утверждает формы первичных документов, разработанные самостоятельно.

    1. Организация бухгалтерского учета производственных запасов, товаров и способы их оценки

 

Одним из основополагающих вопросов организации бухгалтерского учета является организация учета  материально-производственных запасов. В учетной политике необходимо определить выбор способа оценки материально-производственных запасов при поступлении и списании,  порядок отражения на счетах бухгалтерского учета поступления материалов, затрат.

При выборе способов организации  материально-производственных запасов руководствуются следующими нормативными документами.

1. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» ПБУ 5/01, утвержденное  Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.

2. Методические   указания  по  бухгалтерскому  учету материально - производственных   запасов, утвержденные   Приказом  Минфина  РФ от 28.12.2001 № 119н.

3. План счетов финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкция по  его применению.

Итак, в отношении организации  учета и оценки материально-производственных запасов и незавершенного производства в учетной политике должны быть предусмотрены следующие аспекты.

1. Учет поступления  товаров, материалов.

В соответствии с п.5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В пп.6-11 ПБУ 5/01 определен порядок оценки фактической себестоимости поступивших материально-производственных запасов в зависимости от источника поступления (приобретение за плату, изготовление собственными силами, безвозмездное поступление, поступление по договорам обмена).

Вариантность способов оценки поступления материально-производственных запасов предусмотрена только для  предприятий розничной торговли: они могут учитывать товары, приобретаемые  для перепродажи, по покупной или по продажной стоимости.

В части отражения  на счетах бухгалтерского учета поступления  материалов организация может выбрать  один из следующих способов:

а) материалы учитываются  по покупной стоимости с использованием счета 10 «Материалы», товары – с использованием счет 41 «Товары».

В этом случае материальные ценности приходуются на соответствующем  балансовом счете  по цене приобретения с учетом расходов, поименованных  в ПБУ 5/01. Именно этот способ закреплен  в учетной политике ООО «МЕЛИРА».

На практике для отражения  в учете поступления материалов, товаров применяются формы первичных  документов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132, от 30.10.97 N 71а.

Например, на основании  товарной накладной (форма ТОРГ-12) (Приложение 6) в учете сделана запись:

Дебет 41 Кредит 60 - отражена покупная стоимость товаров, предназначенных  для перепродажи.

Поскольку учет ведется  автоматизировано, то в качестве регистров  синтетического учета материалов и  товаров в ООО «МЕЛИРА» выступают листы главной книги (обороты счета) по счетам 41, 10 (Приложение 9).

б) поступление материалов отражается по учетной стоимости с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей».

При таком способе  учета вся информация о фактической  себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отраженных по дебету счета 10 и дебету счета 16. При этом по дебету счета 10 материалы  отражаются по учетным ценам, а на счете 16 показывается разница между учетной ценой и фактической себестоимостью материалов. В качестве вспомогательного счета используется счет 15.

За учетную цену (по выбору организации) может быть принята:

- цена поставщика;

- фактическая себестоимость  материалов по данным предыдущего месяца;

- фиксированная цена, утверждаемая на определенный  период времени.

Выбранный метод определения  учетной цены должен быть закреплен  в учетной политике организации.

При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой:

Дебет 10 Кредит 15 - оприходованы материалы по учетным ценам.

Все данные о фактических  расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15. При этом в учете делаются проводки:

Дебет 15 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов;

Дебет 15 Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов;

Дебет 15 Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов;

Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтен  НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации) на основании счетов - фактур;

Дебет 60 (76) Кредит 51 - оплачены расходы, связанные с приобретением  материалов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - произведен налоговый вычет НДС по расходам, связанным с приобретением материалов.

Если учетная цена запасов оказалась меньше их фактической  себестоимости, в учете делают запись:

Дебет 16 Кредит 15 - списано превышение фактической себестоимости запасов над их учетной ценой (перерасход).

Если учетная цена запасов оказалась больше их фактической  себестоимости, в учете делают запись:

Дебет 16 Кредит 15 - методом «красное сторно» списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью запасов.

Дебетовое сальдо по счету 16 списывается в конце отчетного месяца на те счета, на которые были списаны израсходованные или проданные материально - производственные запасы, пропорционально учетной стоимости материально - производственных запасов, отпущенных в производство или проданных покупателям.

Отклонение в стоимости  материалов, отпущенных в производство, списывается на соответствующие  счета учета затрат:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 16 - списано отклонение в стоимости  материалов;

-поступление материалов отражается  по учетной стоимости с использованием субсчетов к счету 10 «Материалы»: субсчет «Материалы по учетной стоимости» и субсчет «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

При таком способе  учета вся информация о фактической  себестоимости материалов выявляется путем суммирования данных, отраженных по отдельным субсчетам счета 10 «Материалы».

2. Учет списания товарно-материальных  ценностей.

В соответствии с п.16 ПБУ 5/01 при  исчислении размера материальных расходов в процессе списания сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой применяется один из следующих методов оценки указанных сырья и материалов:

-по себестоимости  каждой единицы запасов;

-по средней себестоимости;

-по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО);

-по себестоимости  последних по времени приобретений (ЛИФО).

Если учетной политикой  организации установлено, что товары, материалы оцениваются по методу ФИФО, то их должны списывать в производство в оценке запасов, которые были куплены первыми, с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. В балансе же остатки материальных ценностей должны быть показаны по ценам последних, более дорогих закупок.

Если применяется метод оценки ЛИФО, то материальные ценности должны быть списаны по себестоимости запасов, которые поступили последними. В балансе же остатки материальных ценностей будут показаны по ценам первых закупок, т.е. более низким.                  

Если запасы оценивают по средней себестоимости, то при списании материальных запасов рассчитывается средняя цена.

По себестоимости единицы  приобретения товаров и материалов оценивают лишь те запасы, которые  организация использует в особом порядке (драгоценные металлы и  камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

В учетной политике ООО  «МЕЛИРА» закреплено, что при реализации товаров их оценка осуществляется по методу ЛИФО.  Для отражения в  учете также используются формы  первичных документов, установленные Госкомстатом.

3.Определение порядка и срока  списания расходов будущих периодов.

В соответствии с п.65 Положения  по ведению бухгалтерского учета  затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся  к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, в учетной политике организации должно быть определено:

-срок списания расходов  будущих периодов;

-порядок распределения  расходов будущих периодов.

Учетная политика ООО  «МЕЛИРА» не содержит указаний на порядок  учета расходов будущих периодов, что оценивается отрицательно. Поэтому ООО «МЕЛИРА» рекомендуется дополнить учетную политику соответствующей информацией.

Что касается срока списания, то, по нашему мнению, он должен быть ограничен  отчетным годом (или операционным (производственным) циклом, если он длится более 12 месяцев). Это мнение основывается на том, что расходы будущих периодов относятся к оборотным активам, стоимость которых должна переноситься на себестоимость продукции в течение одного отчетного периода.

Порядок распределения  расходов - равными долями в каждом отчетном месяце после осуществления таких расходов или пропорционально объему произведенной продукции - устанавливается в зависимости от того, имеется ли экономическая связь между произведенными расходами и выпущенной продукцией. Разумеется, при принятии решения учитываются и другие факторы, например размер производимых списаний.

В данном разделе учетной  политики должен быть установлен и  размер расходов, относимых к категории  расходов будущих периодов. Указания на характер расходов (например затрат на текущий ремонт) недостаточно, так как, в принципе, затраты могут осуществляться равными долями или колебания расходов в различные отчетные периоды могут быть незначительными. Поскольку нормативными документами не установлены какие-либо требования (или ориентиры) для установления таких сумм, решение возлагается целиком на разработчика учетной политики и руководителя организации. В качестве ориентира можно порекомендовать положение пп.4 п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено право налоговых органов проводить проверки при отклонении рыночной цены на 20 процентов. Хотя себестоимость продукции и рыночная цена - различные экономические категории, в определенном смысле связь между ними можно найти.

При принятии решения  об отнесении некоторых видов затрат в состав расходов будущих периодов нередко осуществляется выбор между использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов» (хотя, следует заметить, одно другого не исключает). Если возникает необходимость такого выбора, уместно провести расчет уровня себестоимости по отчетным периодам в зависимости от предполагаемого способа отнесения неравномерных затрат.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей  создается по каждой единице материально - производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материально - производственных запасов. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материально - производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.

Информация о работе Учетная политика предприятия