Учетная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель написания работы состоит в обобщении, систематизации информации о формировании учетной политики организации.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Охарактеризовать сущность и значение учетной политики организации.
Определить содержание учетной политики в части организационно-технических и методических аспектов.
Указать способы ведения бухгалтерского и налогового учета на материалах исследуемой организации.
Представить информацию о видах изменений в учетной политике и оценки в стоимостном выражении последствий этих изменений на материалах исследуемой организации.

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие элементы:

-сроки проведения  переоценки;

-порядок проведения переоценки - индексным методом или посредством привлечения независимого оценщика;

-порядок отражения  результатов переоценки в бухгалтерском  учете - источники списания убытка (субсчет, открываемый к счету  84), направление использования полученной прибыли, а также схема представления данных в бухгалтерской отчетности.

Итак, учетная политика в части организации учета  основных средств должна содержать  информацию о порядке определения  срока полезного использования  объектов основных средств, его назначения, способа амортизации и порядка проведения переоценки. Учетная политика ООО «МЕЛИРА» по данному вопросу содержит определенные недостатки, а именно: нет указания на порядок определения назначения объекта, порядок определения срока полезного использования, отсутствие упоминания о необходимости проведения переоценки свидетельствует о том, что переоценка не осуществляется.

    1. Организация учета финансовых результатов и способы признания прибыли

 

Важнейшим разделом учетной  политики является определение порядка учета финансовых результатов и признания прибыли.

При выборе способов бухгалтерского учета по данному участку руководствуются  следующими нормативными документами:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее – ПБУ 9/99).
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее – ПБУ 10/99).
  3. План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.

Итак, в части организации  учета финансовых результатов в  учетной политике должны быть предусмотрены  следующие аспекты.

1. Порядок признания  доходов от обычных видов деятельности  и прочих поступлений.

В соответствии с п.4 ПБУ 9/99, организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из нормативных требований, специфики своей деятельности, вида доходов и условий их получения. На основании п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Следовательно, при осуществлении  коммерческой деятельности организация  должна определить, какие поступления  являются поступлениями от обычных видов деятельности, и, соответственно, установить перечень этих обычных видов деятельности.

Необходимость выбора критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности (предмету деятельности) обычно возникает у организаций, осуществляющих несколько видов деятельности или планирующих их осуществление.

Выбор рассматриваемого критерия актуален также для организаций, осуществляющих сдачу имущества  в аренду на основании соответствующих  договоров аренды.

Практическое значение признания доходов от сдачи имущества в аренду доходами от обычных видов деятельности на основании п.5 ПБУ 9/99 или прочими поступлениями в виде операционных доходов согласно п.7 ПБУ 9/99 заключается в возможности разного налогообложения таких доходов, а также это необходимо для определения важнейшего показателя деятельности организации, используемого в экономических расчетах, – выручки от реализации продукции, работ, услуг. Выбор влияет на отражение в регистрах бухгалтерского учета: выручка от обычных видов деятельности отражается на счете 90 «Продажи», прочие поступления – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Для определения критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности целесообразно  использовать результаты финансово - экономического анализа и полученные на его основе оценочные показатели.

При удовлетворении полученных доходов выбранному критерию они  признаются доходами (расходами) от обычных  видов деятельности.

Выбранный критерий должен быть конкретизирован согласно следующим показателям:

- существенность поступлений,  выраженная в процентах от  общего итога поступлений, например 5%;

- стабильность, регулярность  фактических поступлений (ежемесячно, ежеквартально) или планируемые  объемы поступлений.

Учетная политика ООО  «МЕЛИРА» не содержит критерий уровня существенности, а также  указаний на порядок признания доходов, что оценивается отрицательно.

Поэтому ООО «МЕЛИРА» рекомендуется дополнить приказ по учетной политике  пунктом  следующего содержания:

«Доходы (расходы) организации в зависимости от их характера, условий получения и специфики деятельности организации делятся на доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные доходы (расходы) и внереализационные доходы (расходы).

Критерием признания  доходов (расходов) по обычным видам деятельности (кроме доходов (расходов) от сдачи имущества в аренду) является предельный уровень их существенности, составляющий 5% и более от общей суммы поступлений.

Доходы (расходы), составляющие менее 5% от общей суммы поступлений, признаются прочими поступлениями.

Критерием признания  доходов (расходов) от сдачи имущества  в аренду является регулярность таких  поступлений, выраженная в ежемесячных  фактических платежах по каждому  договору аренды, заключенному организацией.

По объектам основных средств, сданным в аренду, амортизационные отчисления отражаются в составе расходов, связанных с получением доходов по договору аренды при условии регулярности поступления этих доходов».

С 1 января 2006 года налогоплательщик имеет право включать состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Данные расходы не учитываются при расчете суммы амортизации.

Поскольку в бухгалтерском учете такого понятия, как амортизационная премия, не существует, и амортизация начисляется равномерно в течение срока полезного использования объекта, при использовании данной премии возникают временные разницы между данными налогового и бухгалтерского учета, которые необходимо учитывать по правилам ПБУ 18/02.

При использовании налогоплательщиком права на формирование суммы амортизационной  премии по основным средствам, амортизационная  премия в полном объеме подлежит учету  в составе косвенных расходов (письмо Департамента налоговой и таможенно – тарифной  политики Минфина РФ от 28.09. 2006 № 03-03-02/230 ).

Применение амортизационной  премии - право, а не обязанность  налогоплательщика. Решение о применении амортизационной премии, конкретный размер премии (в пределах 10%, установленных НК РФ), и также перечень объектов основных средств, по которым будет применяться эта премия, должны быть закреплены в учетной политик» предприятия для целей налогообложения.

2. Документальное оформление признания выручки от реализации.

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский учет. Первичный учетный  документ составляется в момент совершения хозяйственной операции, а если это  не представляется возможным, - непосредственно по окончании операции. В части учета выручки от реализации в ООО «МЕЛИРА» применяется – товарная накладная (ТОРГ-12);

3. В части учета  расходов для целей бухгалтерского  учета учетная политика должна  содержать следующие аспекты:

  • классификацию, статьи затрат и систему счетов для учета затрат;
  • система организации учета затрат: нормативный учет, «директ-костинг», система полного распределения затрат;
  • метод учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции;
  • одноступенчатое, двуступенчатое или многоступенчатое распределение общепроизводственных затрат,
  • метод распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;
  • какие показатели выбраны в качестве базы распределения на каждом уровне.

При формировании учетной  политики бухгалтеру необходимо оценить  выбор базы распределения, которая  должна:

во-первых, быть достаточно простой в использовании;

во-вторых, отражать прибыль, получаемую конкретными подразделениями;

в-третьих, удовлетворять требованиям экономической целесообразности;

в-четвертых, приспосабливаться  к изменяющимся условиям.

Таким образом, в качестве фактора, признаваемого критерием  для распределения косвенных  расходов, является фактическая или  ожидаемая возможность нести  в себе эти затраты (носитель затрат).

В анализируемой организации не используется двухступенчатая система распределения, поскольку отсутствуют вспомогательные и обслуживающие производства. Косвенные (управленческие) расходы, накапливаемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» не распределяются, а списываются по окончании месяца на счет 90 «Продажи».

Учетная политика ООО  «МЕЛИРА» содержит норму, согласно которой  все коммерческие расходы (расходы  по сбыту, издержки в торговле) группируются на счете 44 на отдельных субсчетах и подлежат отнесению счет 90  «Продажи» субсчет 7 «Расходы на продажу» по окончании отчетного периода.

Таким образом, финансовый результат от основной деятельности по отчету о прибылях и убытках  содержит информацию о:

  • выручке от реализации услуг по рекламе и оборота оптовой торговли без НДС - журнал-ордер по счету 90 субсчет 1 «Продажи», 2 «НДС» (Приложение 8);
  • себестоимости проданных товаров, формируемой по счету 41 «Товары» (Приложение 9);
  • коммерческих расходов в составе расходов на продажу услуг и издержек по торговой деятельности, формируемых на счете 44 «Расходы на продажу» на субсчете 1 «Издержки обращения», субсчете 2 «Коммерческие расходы»;
  • управленческих расходов, формируемых на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (Приложение 10).
  • 2.5. организация  налогового учета

     

    Организации самостоятельно в установленных Налоговым кодексом РФ рамках разрабатывают и утверждают элементы учетной политики для целей  налогового учета. Эти элементы можно  разбить на различные группы.

    1. По отношению к  конкретным налогам.

    Кодекс содержит нормы, позволяющие налогоплательщику  самостоятельно выбрать вариант  расчета (порядка уплаты и т.п.) того или иного налога. На сегодняшний  день из всех налогов, установленных  частью второй Налогового кодекса РФ, элементы учетной политики для целей налогообложения предусмотрены для налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, содержится в гл.25 Налогового кодекса РФ и касается исчисления налога на прибыль.

    2. По значимости элементов:

    -основную (элементы, необходимые  для учетной политики всех  налогоплательщиков, применяющих обычную  систему налогообложения);

    -специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);

    -дополнительную (необязательные  элементы).

    К основной группе относятся элементы учетной политики, обязательное наличие  которых предусмотрено налоговым  законодательством, либо те, на которые  в законе есть прямые ссылки. Например, в части исчисления налога на прибыль основными элементами будут способ определения доходов и расходов (начисления либо кассовый), способы оценки сырья, т.е. наиболее значимые элементы, без знания о которых невозможно ведение налогового учета

    Специальная группа (либо ее отдельные элементы) необходима тем налогоплательщикам, которые  осуществляют определенные виды деятельности (либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками). Для них налоговым законодательством предусмотрены специальные элементы учетной политики. Например, в части исчисления налога на прибыль специальными элементами будут правила определения налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами.

    В дополнительной группе закрепляются элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо вообще не отнесены к элементам учетной политики, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих организаций целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Кроме того, организация может установить также иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, при условии их соответствия (непротиворечия) Налоговому кодексу РФ. Например, для целей исчисления налога на прибыль дополнительными элементами могут быть критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов, порядок переноса убытков на будущее.

    Информация о работе Учетная политика предприятия