Экологическая маркировка. Критерии экологической частоты

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Экологическая маркировка — один из видов экологической декларации, характеризующей воздействие продукции или услуги на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла. Маркировка может иметь форму знака, графического изображения на изделии или таре, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного, публичного объявления и т. п.

Содержание

Экологическая маркировка..........................................………...…………………..........3
Критерии экологической чистоты…………………………………………….................................8
Список используемой литературы……………………………………………..........................14

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

чают достигнутому уровню технологии и стандартам с экологическими требованиями к продукции.

Ответственность за формирование критериев  экологической маркировки продукции  несет Федеральное министерство по охране окружающей среды, природных ресурсов и ядерной безопасности (в России — Госкомэкологии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Критерии экологической чистоты

 

 

1.Программы экологической маркировки

 

Критерии экологической  чистоты должны основываться на значениях  показателей воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла, достижимы, измеряемы с определенной точностью и иметь реальные предпосылки для их достижения.

Критерии должны действовать  в течение определенного срока, пересматриваться через определенный промежуток времени с учетом появления  новых технологий, новой продукции, новой информации о состоянии  окружающей среды и изменения  рыночных условий. Пересмотр критериев  не обязательно ведет к изменению  их количественных значений.

При обосновании критериев  обязательно должна учитываться  пригодность продукции для использования по функциональному

назначению, ее соответствие международным, региональным и национальным стандартам.

Процесс выбора и пересмотра групп однородной продукции — претендентов на получение экологического знака, формирование критериев экологической чистоты и требований к функциональным характеристикам продукции должны происходить с открытым участием всех заинтересованных сторон.

Программы экологической  маркировки необходимо по возможности быть «прозрачными», то есть информация о них должна быть доступна для всех заинтересованных сторон с целью контроля и обсуждения. При этом требования «прозрачности» не должны противоречить требованиям конфиденциальности.

В программы экологической  маркировки включают:

  • перечень групп однородной продукции, имеющих право на маркировку;
  • критерии экологической чистоты;
  • функциональные характеристики продукции;
  • порядок сертификации продукции, аккредитации уполномоченных органов;
  • требования периодического пересмотра программ;
  • источники финансирования программ экологической маркировки;
  • методы испытаний и верификации результатов;
  • периодическая проверка соответствия продукции критериям.

Программы экологической  маркировки не должны создавать лишних ограничений в торговле. Все критерии экологической чистоты и функциональные характеристики продукции проверяются уполномоченным органом или его представителем в рамках программы экологической маркировки. Методы оценки соответствия должны разрабатываться с учетом:соблюдения требований международных и региональных стандартов; выполнения других международно признанных норм;применения повторяемых и воспроизводимых методов контроля.

Участие в программах экологической  маркировки должно быть открытым для  всех потенциальных претендентов на получение экологического знака. Все заявители, которые полностью удовлетворяют требованиям к данной группе однородной продукции, должны иметь возможность получения права на использование соответствующего знака.

Критерии присуждения  экологического знака должны подтверждать, что продукция, соответствующая им, уменьшает негативные воздействия на окружающую среду.

Программы экологической  маркировки необходимо освободить от какого-либо незаконного влияния. Разработка и принятие критериев так же, как и их пересмотр, должны быть результатом справедливых решений. Программам требуется иметь возможность демонстрировать свои источники средств без какого-либо конфликта интересов претендентов на экологический знак.

Затраты на реализацию программы  могут включать расходы на выработку  критериев использования знака, проведение испытаний и административные расходы. В принципе, затраты на получение права маркировки продукции знаком  определяются, исходя из общей стоимости программы. Затраты требуется поддерживать на возможно низком уровне, чтобы обеспечить максимум доступности к участию в программе. Любые платежи должны быть одинаковы для всех претендентов и пользователей. Необходимо гарантировать конфиденциальность всей информации, получаемой от пользователя или другой заинтересованной стороны

.

2.Процедуры для установления требований программ экологической маркировки

Выбор групп однородной продукции, установление и пересмотр критериев экологической чистоты продукции, идентификация функциональных характеристик продукции и установление требований к программам экологической маркировки — ин- теративный процесс.

Процесс установления требований заключается в установлении определенных процедур, позволяющих достичь единообразия. Такая структура организации работ должна быть разработана с использованием известных технических и научных методов и при участии заинтересованных сторон.

 

Консультации  с заинтересованными сторонами

Уполномоченный орган (Госкомэкологии), ответственный за формирование и реализацию программы экологической маркировки, должен внедрить определенный механизм консультаций, упрощающий участие заинтересованных сторон. Такой механизм может включать участие определенных групп от заинтересованных сторон, представляемых, например, в форме консультативного совета, консультативного комитета для публичных слушаний.

Консультации как активный процесс могут проводиться при  установлении групп однородной продукции, критериев экологической чистоты и значений функциональных характеристик продукции, заинтересованным сторонам должно быть предоставлено соответствующее время и доступ к деталям и источникам анализируемой информации. Консультационный процесс должен гарантировать, что заинтересованные стороны будут выслушаны, получат соответствующие разъяснения по своим замечаниям.

Каждый значительный шаг  в разработке проблемы в рамках консультационного  процесса должен делаться в условиях консенсуса в соответствии с процедурами, установленными в руководстве 59 ИСО. В контексте этого руководства консенсус не предполагает единогласия, но разногласия должны разрешаться в рамках консультационного процесса.

 

Выбор групп однородной продукции

На этом этапе рассматриваются  потенциальные кандидаты среди  групп однородной продукции.

Этап включает:

  • первоначальный выбор возможных групп однородной продукции;
  • консультации с заинтересованными сторонами;
  • анализ состояния рынка, например, уровня сбыта, потребностей;
  • анализ характеристик экологичности продукции;
  • учет необходимости улучшения характеристик экологичности;
  • учет функционального назначения;
  • соответствие требуемым функциональным характеристикам;
  • доступность данных по группам однородной продукции;
  • действующие национальные и международные нормативные акты и соглашения по группам однородной продукции.

По завершении оценки возможностей уполномоченный орган должен быть в  состоянии заявить, какая группа однородной продукции по характеристикам экологичности более всего предпочтительна для рынка. Предложения по группам однородной продукции требуется подготовить для заинтересованных сторон. В них отражаются элементы проведенного анализа, выводы и предложения по группам однородной продукции, предназначенные для включения в программу маркировки.

 

Выбор и разработка критериев экологической  чистоты

продукции

Работы по выбору критериев  основаны на технической и научной  методологии и окончательное  решение по критериям является результатом  консультаций между уполномоченным органом и заинтересованными сторонами.

Программы сертификации продукции  по требованиям экологической чистоты третьей стороной должны рассматривать весь жизненный цикл продукции.

Ниже в таблице приводится пример матрицы, используемой как инструментальное средство этого подхода.

 

Матрица выбора критериев  экологической чистоты

В матрице показана связь  между стадиями жизненного цикла продукции

показателями воздействия  на окружающую среду. Анализ стадий жизненного цикла может привести к заключению, что воздействия на окружающую среду на ряде стадий могут быть исключены из дальнейшего рассмотрения. Исследование должно показать, что выбранные показатели не приводят к переносу воздействий с одной стадии жизненного цикла на другую или из одной группы показателей в другую.

При установлении критериев  должны учитываться местные, региональные и глобальные требования охраны окружающей среды, возможности доступных технологий, а также экономические факторы. Критерии, прямо или косвенно требующие особых условий производства или технологий, должны быть исключены.

На этом этапе программы  экологической маркировки следует учитывать:

  • необходимость выявления наиболее значимых областей для снижения воздействия на окружающую среду. Устанавливая определенную предпочтительность в отношении экологической чистоты, уполномоченный орган должен идентифицировать те стадии жизненного цикла продукции, где имеются определенные различия по воздействию на среду у различной продукции внутри групп однородной продукции. Диапазоны изменения данных, характеризующие значения соответствующих показателей, должны быть проанализированы, чтобы убедиться, что выбранные критерии адекватно отражают различия между продукцией внутри групп однородной продукции;
  • использование качественных и количественных индексов. При установлении предпочтительности в отношении экологической чистоты уполномоченный орган может рассмотреть и использовать весовые коэффициенты и индексы, отражающие весомость характеристик продукции по отношению к выбранным критериям. Выбор каждого из таких весовых коэффициентов и индексов должен быть обоснован;
  • определение уровней значений для каждого из относительных критериев. Уполномоченный орган должен определить критерии, которые наиболее точно отражают выбранные экологические аспекты. Когда критерии будут определены, уполномоченный орган должен присвоить им соответствующие значения. Эти значения должны иметь форму минимальных значений, превышение которых не допускается. Должна быть установлена шкала отсчета или другие подходы;
  • определение методов испытаний, методик и оценка доступности испытательных лабораторий. Уполномоченный орган должен определить методы испытаний, необходимые для оценки заданных показателей, и исследовать доступность региональных лабораторий для проведения испытаний. Методы испытаний следует выбирать, опираясь на соответствующие нормативные документы, стандарты.

В рамках этих работ могут быть рассмотрены вопросы взаимоотношений с отечественными и иностранными производителями, вопросы участия малых и средних предприятий.

 

Выбор функциональных характеристик  продукции.

При выборе характеристик внимание должно быть обращено на выполнение требований функционального назначения продукции. Характеристики, которые делают продукцию полезной для потребителя, не должны компрометироваться оценками экологичности.

При выборе характеристик осуществляется:

  • идентификация функциональных характеристик продукции;
  • выбор ключевых характеристик, применительно ко всей продукции, входящей в группы однородной продукции;
  • определение необходимых значений характеристик.

 

Отчетность и публикации

Когда группы однородной продукции, критерии и характеристики установлены, они должны быть опубликованы.

Выбранная форма публикации должна свидетельствовать,

что:

  • требования объективны и соответствуют законодательным актам;
  • методы определения критериев и характеристик доступны;
  • установление критериев соответствует содержанию, принципам и требованиям соответствующего международного или национального стандарта;
  • всем заинтересованным сторонам была предоставлена возможность участия в процессе выбора, а мнения сторон были учтены.

Уполномоченный орган должен предусматривать  представление информации по требованию прессы, заинтересованных организаций и лиц, чтобы объяснить потребителям и общественности значимость экологического знака.

 

Проведение изменений  критериев экологической чистоты

Если продукция уже отмечена экологическим знаком, то при наличии новых факторов, связанных с критериями экологической чистоты, может быть пересмотрено решение о его присуждении.

Такие факторы включают:

  • настоятельную необходимость согласования ранее действовавших критериев с пересмотренными критериями экологической чистоты;
  • применение нового оборудования, производственных процессов;
  • исключение непреднамеренных коммерческих преимуществ, предоставленных отдельному производителю или отдельному проекту;
  • необходимость учета поставщиков материалов и комплектующих, имеющих знаки экологической чистоты;
  • необходимость применения санкций по отношению к имеющейся продукции, снабженной знаками, присвоенными по устаревшим критериям, с которыми продукция все еще поставляется конечному потребителю;
  • административные преобразования в уполномоченном органе;
  • новые требования нормативных актов.

Информация о работе Экологическая маркировка. Критерии экологической частоты