Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что одной из сложных проблем в современных условиях для организаций является проблема неплатежей. Трудно найти предприятие, которому бы не были должны за продукцию, товары, работы, услуги. Плохо поставленный учет дебиторской и кредиторской задолженности затрудняет своевременность и полноту исполнения обязательств. Предприятие должно иметь отлаженную систему аналитического учета дебиторов и кредиторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования расчетов с контрагентами ………………………………………………………………….6
1.1. Сущность учета расчетов с контрагентами ………………………………6
1.2. Понятие бюджетной организации и отраслевые особенности учета расчетов с контрагентами в образовательном учреждении…………………..26
1.3. Особенности отражения дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности (в т.ч. с использованием ППП)……………………...35
Глава 2. Методы и приемы экспертного исследования учета расчетов с контрагентами……………………………………………………………………44
2.1. Судебно-бухгалтерская экспертиза: основные особенности, принципы и методы проведения……………………………………………………………...44
2.2. Возможности использования несудебных экспертиз: приёмы и методы проведения……………………………………………………………………….53
Глава 3. Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами на примере ГОУ ВПО АГТУ………………………………………………………57
3.1. Краткая характеристика ГОУ ВПО АГТУ………………………………57
3.2. Производство судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами в ГОУ ВПО АГТУ……………………………………………...63
3.3. Результаты судебно – бухгалтерской экспертизы и рекомендации по устранению нарушений…………………………………………………………75
Заключение …………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ………………………………………...86
Приложения…………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом АГТУ.doc

— 923.50 Кб (Скачать)
 

       Основной  целью проведения бухгалтерской  экспертизы расчетов с контрагентами является получение объективной оценки законности деятельности образовательного учреждения.

       Судебно – бухгалтерской экспертиза проходила  в три этапа:

  1. Планирование судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами.
  2. Проверка учета расчетов с контрагентами по существу.
  3. Вынесение заключения эксперта – бухгалтера.

       При проведении судебно – бухгалтерской  экспертизы расчетов с контрагентами  эксперт - бухгалтер руководствовался законодательными и нормативными документами РФ.

       Таблица 3.1

       Источники информации для проведения проверки учета расчетов с контрагентами

Наименование  документа Наличие

Да/Нет

Ответственный за

ведение Ф.И.О.

Примечание
Учетная политика Да    
Регистры  синтетического учета (журналы-ордера по сч. 020500000, 020600000, 020800000, 020900000, 02100000030200000, 030300000, 030400000и ведомости к ним) Да    
Регистры  аналитического учета (карточки учета  дебиторов и кредиторов, анализ счетов) Да    
Устав, учредительный договор Да    
Выписки из протоколов собраний акционеров Да    
Инвентаризационные  описи дебиторской и кредиторской задолженности Нет    
Приказ  о создании комиссии по инвентаризации и ведомость результатов инвентаризации Да    
Главная книга Да    
Платежные документы Да    
Бухгалтерский баланс Да    
Отчет о финансовых результатах Да    

       На  этапе планирования экспертом - бухгалтером разработаны план (табл.3.2) и программа судебно – бухгалтерской экспертизы. Общий план судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами состоит из следующих этапов (см. табл. 3.2)

       Таблица 3.2

       Общий план судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами

     Проверяемая организация  ГОУ ВПО АГТУ

     Период  проверки    2008 год

     Количество  человеко-часов  80 чел-час.

Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
Анализ  структуры и динамики дебиторской  и кредиторской задолженности 12.01.09 – 15.01.09 Ожерельев Е.А.
Проверка  расчетов с покупателями 12.01.09 – 15.01.09 Ожерельев Е.А.
Проверка  расчетов с поставщиками 16.01.09 – 19.01.09 Ожерельев Е.А.
Проверка  финансовой отчетности 22.01.09 – 23.01.09 Ожерельев Е.А.
 

       1. Экспертиза структуры и динамики  дебиторской и кредиторской задолженности

       На  первом этапе экспертом - бухгалтером  проведен анализ состава, структуры, динамики дебиторской и кредиторской задолженности за 2008 год.

       В обобщенном виде изменения сумм дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный год характеризуются данными баланса (табл. 3.3).

       Как показывают данные таблицы 3.3 дебиторская  и кредиторская задолженность имеют  незначительный вес в составе  имущества и обязательств предприятия, соответственно 3,1% (17578 тыс. руб.) и 4,2% (23529 тыс. руб.). За отчетный год  их вес в балансе незначительно изменился: уменьшилась на 0,1% дебиторская задолженность и увеличилась на 0,2%  кредиторская.

       Таблица 3.3

       Анализ  динамики и структуры дебиторской  и кредиторской задолженности ГОУ ВПО АГТУ за 2008 год

Наименование  показателя Качественные  сдвиги Структурные сдвиги
На  начало года, тыс. руб. На конец  года, тыс. руб. Абсолютное  изменение, (+,– ),

гр.3–гр.2

Относите– льное  изменение,

(+,–  ),

гр.3:гр.2– 100%

В % к итогу  на начало года В % к итогу  на конец года Абслю– тное отклон– ение

(+,–  ), гр.7– гр.6

1 2 3 4 5 6 7 8
1. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более через 12 месяцев после отчетной даты), всего 17578 15933 – 1645 – 9,36 3,1 3,0 – 0,1
В том  числе:              
–покупатели и заказчики 17248 15692 – 1556 – 9,02 98,1 98,5 0,4
–прочие 330 241 – 89 – 27,0 1,9 1,5 – 0,4
2. Кредиторская задолженность, всего 23529 23912 +383 +1,63 4,2 4,4 0,2
В том  числе:              
–поставщики и подрядчики 678 1890 +1212 +178,8 2,9 7,9 5,0
–задолженность  перед персоналом по оплате труда 926 489 – 437 – 47,2 3,9 2,0 – 1,9
–задолженность  перед государствен– ными внебюд–  жетными фондами 13485 13828 +343 +2,5 57,3 57,9 0,6
–задолженность  перед бюджетом 8010 4848 – 3612 – 39,5 34,0 20,3 – 13,7
Прочие  кредиторы 430 2857 +2427 +564,4 1,9 11,9 10,0
Итог  баланса 560946 538972 – 21974 – 3,9 100 100

       

       Рис. 3.2. Динамика дебиторской и кредиторской задолженности в 2008 г.

       В отчетном году университету удалось  добиться  очень незначительного погашения части задолженности дебиторами, но значительное  отрицательное влияние на платежеспособность предприятия оказывает тот факт, что дебиторская задолженность в балансе предприятия представлена только   долгосрочной дебиторской задолженностью, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Удельный вес дебиторской задолженности покупателей и заказчиков составлял на начало отчетного периода 98,1% от общей суммы задолженности (17248 тыс. руб.),  к концу отчетного периода доля вышеуказанной задолженности возросла на 0,4% в общей сумме задолженности и составила 98,5%  (15692 тыс. руб.).

       Статья  «Прочие дебиторы» в общей  сумме дебиторской задолженности  несущественна, соответственно 1,9% и 1,5% на начало  и конец года.

       В общей сумме кредиторской задолженности  на начало отчетного периода наибольший удельный вес принадлежит статьям  «Задолженность перед  государственными внебюджетными фондами» и «Задолженность перед бюджетом»  соответственно 57,3% и 34,0%. К концу года произошли небольшие структурные изменения кредиторской задолженности, так,  уменьшилась на 13,7% доля задолженности перед бюджетом и на 0,6% увеличился удельный вес задолженности перед внебюджетными фондами. 

       Расчетно-платежная  дисциплина организации в отчетном году была направлена на  возможное недопущение возникновение новых задолженностей,  а также были приложены усилия для погашения имеющейся задолженности перед бюджетом (по сравнению с началом года задолженность перед бюджетом уменьшилась на 3162 тыс. руб., а задолженность перед внебюджетными фондами незначительно возросла на 343 тыс. руб.)

       Кредиторская  задолженность поставщикам и  подрядчикам также имела тенденцию  к возрастанию: с 678 тыс. руб. на начало года до 1890,0 тыс. руб. в конце отчетного периода.

       2. Экспертиза расчетов с поставщиками  и подрядчиками

       Основные  источники для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:

       - договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

       - договоры на оказание услуг;

       - журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

       - журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

       - счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

       Исходя  из этой цели, вытекает задача судебно  – бухгалтерской экспертизы расчетов с поставщиками и подрядчиками является проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.

       Все операции, проводимые университетом, оформляются  первичными документами согласно унифицированных форм.

       Отражение операций при ведении бюджетного учета университетом осуществляется в соответствии с планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией по бюджетному учету № 148-н. Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов.

       Основным  документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных  документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

       Счет-фактуру  выписывает поставщик на отпускаемые  товарно-материальные ценности кроме  обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также  специализированные счета-фактуры  для учета НДС.

       Организация одновременно со специализированными  счетами-фактурами ведут также  журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и  книги продаж по налогу на добавленную  стоимость.

       Операции  по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются следующими бухгалтерскими записями (табл. 3.4):

       Таблица 3.4

       Бухгалтерские записи по счету 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются следующими

Корреспонденция счетов Содержание  операции
Дебет Кредит
0 401 01 211 0 302 01 730 Начислена заработная плата (денежное довольствие) штатным  работникам бюджетного учреждения
0 401 01 212 0 302 02 730 Начислены дополнительные выплаты работникам учреждения
0 106 04 340 0 302 01 730 Начислена заработная плата работникам бюджетного учреждения, занятым в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг
0 401 01 225 0 302 08 730 Начислена заработная плата лицам по договорам гражданско–  правового характера, при оказании услуг по содержанию имущества
0 401 01 290 0 302 16 730 Начислены стипендии
0 401 01 261 0 302 15 730 Начислены пенсии и пособия по социальному страхованию  населения
0 303 02 830 0 302 15 730 Начислены пособия  по временно нетрудоспособности работникам учреждения (с третьего дня периода  временной нетрудоспособности)
0 401 01 211 0 302 01 730 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности работникам учреждения за первые два дня нетрудоспособности
0 303 02 830 0 302 15 730 Начислены пособия  по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
0 302 01 830 0 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения
0 302 16 830 0 303 01 730 Удержан НДФЛ из заработной платы работников, не состоящих  в штате бюджетного учреждения
0 302 01 830 0 201 04 610 Выдана заработная плата штатным работникам бюджетного учреждения
0 302 07 830 0 201 04 610 Выдана заработная плата лицам, не состоящим в штате  бюджетного учреждения
0 302 07 830 0 201 04 610 Выдана стипендия
0 302 15 830 0 201 04 610 Выплачены пенсии и пособия по социальному страхованию населения
0 302 19 830 0 206 19 660 Получены от поставщиков основные средства в  счет перечисленной ранее предоплаты
0 302 20 830 0 206 20 660 Получены от поставщиков нематериальные активы в счет перечисленной ранее предоплаты
0 302 22 830 0 206 22 660 Получены от поставщиков материальные запасы в  счет перечисленной ранее предоплаты
0 302 07 830 0 206 07 660 Получены арендные услуги в счет перечисленной ранее  предоплаты
0 302 06 830 0 206 06 660 Получены коммунальные услуги в счет перечисленной ранее предоплаты
0 106 01 310 0 302 19 730 Приняты к учету  поставленные поставщиками основные средства
0 106 04 340 0 302 22 730 Приняты к учету  материальные запасы по договору поставки
0 401 01 221 0 302 04 730 Приняты к учету  услуги связи
0 401 01 225 0 302 08 730 Приняты к учету  услуги по содержанию имущества, выполненные  сторонними организациями
0 302 04 830 0 201 01 610 Оплачены ранее  полученные услуги связи с банковских счетов учреждения
0 302 06 830 0 201 01 610 Оплачены коммунальные услуги с банковских счетов бюджетного учреждения
0 302 18 830 0 201 01 610 Оплачены со счетов в банках работы и услуги, отнесенные к прочим расходам
0 302 22 830 0 201 01 610 Оплачены материальные запасы со счетов в банках
0 302 06 830 0 304 05 223 Оплачены коммунальные услуги органами, организующими исполнение бюджетов
0 302 08 830 0 304 05 225 Оплачены услуги сторонних организаций по содержанию имущества органами, организующими  исполнение бюджетов
0 302 19 830 0 304 05 310 Оплачены органами, организующими исполнение бюджетов, приобретенные основные средства
0 302 22 830 0 304 05 340 Оплачены материальные запасы органами, организующими исполнение бюджетов

Информация о работе Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)