Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что одной из сложных проблем в современных условиях для организаций является проблема неплатежей. Трудно найти предприятие, которому бы не были должны за продукцию, товары, работы, услуги. Плохо поставленный учет дебиторской и кредиторской задолженности затрудняет своевременность и полноту исполнения обязательств. Предприятие должно иметь отлаженную систему аналитического учета дебиторов и кредиторов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования расчетов с контрагентами ………………………………………………………………….6
1.1. Сущность учета расчетов с контрагентами ………………………………6
1.2. Понятие бюджетной организации и отраслевые особенности учета расчетов с контрагентами в образовательном учреждении…………………..26
1.3. Особенности отражения дебиторской и кредиторской задолженности в финансовой отчетности (в т.ч. с использованием ППП)……………………...35
Глава 2. Методы и приемы экспертного исследования учета расчетов с контрагентами……………………………………………………………………44
2.1. Судебно-бухгалтерская экспертиза: основные особенности, принципы и методы проведения……………………………………………………………...44
2.2. Возможности использования несудебных экспертиз: приёмы и методы проведения……………………………………………………………………….53
Глава 3. Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами на примере ГОУ ВПО АГТУ………………………………………………………57
3.1. Краткая характеристика ГОУ ВПО АГТУ………………………………57
3.2. Производство судебно – бухгалтерской экспертизы расчетов с контрагентами в ГОУ ВПО АГТУ……………………………………………...63
3.3. Результаты судебно – бухгалтерской экспертизы и рекомендации по устранению нарушений…………………………………………………………75
Заключение …………………………………………………………………….82
Список использованной литературы ………………………………………...86
Приложения…………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом АГТУ.doc

— 923.50 Кб (Скачать)

       Рис. 1.1 - Основные задачи системы бухгалтерского учета образовательных учреждений

       Под методом бухгалтерского учета принято  понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету  контрольные функции, функции анализа  и управления хозяйственной деятельностью  предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода. Элементы метода бухгалтерского учета представлены на рисунке 1.2.

       

       Рис. 1.2. Структура и элементы метода бухгалтерского учета

       Под документацией в методе бухгалтерского учета принято понимать письменное свидетельство о совершении хозяйственной  операции, придающее юридическую  силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами. В документах дается описание совершенных операций их точное количественное выражение и денежная оценка. Достоверность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции.

       Применяемые в настоящее время образовательными учреждениями первичные учетные  документы класса 03 "Унифицированная  система первичной учетной документации" включают следующие формы:

    1. Доверенности на получение материальных ценностей ф.ф. М – 2 (0315001), М – 2а (0315002).
    2. Акт инвентаризации наличных денежных средств (ф.0317013) – (ф.0317013).
    3. Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (ф.0317014).
    4. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0317015).
    5. Путевые листы ф.ф. 3(0345001), 3 – спец. (0345002), 4(0345003), 4 – с(0345004), 4 – п(0345005), 6 – спец. (0345007).
    6. Журнал учета путевых листов ф.8 (0345008).
    7. Товарно-транспортная накладная ф.1 – Т(0345009).
    8. Приходный кассовый ордер ф.КО – 1(0310001).
    9. Расходный кассовый ордер ф.КО – 2(0310002).

       Журнал  регистрации приходных и расходных  кассовых документов ф.КО – 3(0310003).

       Перечень  форм документов класса 03, последовательно  вводимых в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 приказом Минфина РФ от 26.08. 2004 №70н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету", приведен в таблице 1.3, а документов класса 05 – в таблице 1.4:

       Таблица 1.3

       Перечень  форм документов класса 03 Общероссийского  классификатора управленческой документации "Унифицированная система первичной учетной документации"

№ 
п/п
Код формы Наименование  формы документа
1 2 3
1 0306001 Акт о приеме– передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
2 0306002 Акт о приеме– сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
3 0306003 Акт о списании объекта основных средств (кроме  автотранспортных средств)
4 0306004 Акт о списании автотранспортных средств
5 0306030 Акт о приеме– передаче здания (сооружения)
6 0306031 Акт о приеме– передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
7 0306032 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
8 0306033 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
9 0310001 Приходный кассовый ордер
10 0310002 Расходный кассовый ордер
11 0310003 Журнал регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров
12 0315004 Акт о приемке  материалов
13 0315006 Требование– накладная
14 0315007 Накладная на отпуск материалов на сторону
15 0340002 Путевой лист строительной машины
16 0345001 Путевой лист легкового  автомобиля
17 0345002 Путевой лист специального автомобиля
18 0345004 Путевой лист грузового  автомобиля
19 0345005 Путевой лист грузового автомобиля
20 0345007 Путевой лист автобуса не общего пользования
 

       Применяемые образовательными учреждениями первичные  документы класса 04 "Унифицированная  система банковской документации" приведены в приложениях к "Положению  Центрального банка Российской Федерации о безналичных расчетах в Российской Федерации" от 03.10.2002 г. №2 – П2 и к "Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.1998 №14 – П, утвержденного советом директоров Банка России 19.12.1997 г. №473.

       Таблица 1.4

       Перечень  форм документов класса 05 Общероссийского  классификатора управленческой документации "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций"

№ 
п/п
Код формы Наименование  формы документа
1 2 3
1 0504143 Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
2 0504144 Акт о списании исключенной из библиотеки литературы
3 0504202 Меню– требование на выдачу продуктов питания
4 0504210 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды  учреждения
5 0504230 Акт о списании материальных запасов
6 0504401 Расчетно– платежная ведомость
7 0504403 Платежная ведомость
8 0504417 Карточка– справка
9 0504421 Табель учета  использования рабочего времени  и расчета заработной платы
10 0504425 Записка– расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях
11 0504501 Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам
12 0504510 Квитанция
13 0504514 Кассовая книга
14 0504608 Табель учета  посещаемости детей
15 0504805 Извещение
16 0504816 Акт о списании бланков строгой отчетности
17 0504817 Уведомление по расчетам между бюджетами
18 0504822 Уведомление о лимитах бюджетных обязательств
19 0504833 Cправка

       Поступившие в бухгалтерию первичные учетные  документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и  правильность оформления первичных  учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

       Для отражения хозяйственных операций по каждому виду средств, их источников и расчетов образовательными учреждениями используется определенный счет. План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В плане счетов перечисляются счета аналитического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год.

       Бухгалтерский баланс представляет собой способ обобщения  и группировки хозяйственных  средств организации (по видам и  размещению, источникам формирования и целевому назначению) в денежном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении организации.

       Образовательные учреждения и организации, финансируемые  из бюджетных источников, имеют особый план счетов и, соответственно, отчетность, отличающуюся от отчетности учреждений и организаций, не состоящих на бюджетном финансировании. Более того, государственные образовательные учреждения, занимающиеся самостоятельной внебюджетной деятельностью, заполняют одновременно различные формы балансов (соответственно форма 1 и форма 1 – 1).

       Субсчета  бухгалтерского учета группируются в балансе исполнения сметы доходов  бюджетных учреждений в соответствии с Планом счетов по 10 разделам в активе и 5 разделам в пассиве с отражением остатков по ним на начало года и на конец года (квартала).

       Такую же структуру имеет баланс образовательного учреждения, отражающий осуществляемую им деятельность за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, за счет целевых источников.

       В состав бухгалтерской отчетности бюджетных  образовательных учреждений кроме  баланса входят также следующие  основные формы:

    1. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам – форма 2;
    2. Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам – форма 4;
    3. Отчет о движении основных средств – форма 5;
    4. Отчет о движении материальных запасов – форма 6;
    5. Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях – форма 15.
 

       1.3. Особенности отражения дебиторской и кредиторской

       задолженности в финансовой отчетности (в т.ч. с  использованием

       ППП) 

       Согласно  п. 1 ст. 13 Закона "О бухгалтерском  учете" все организации обязаны  составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, поэтому до составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

         Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета включает четыре раздела.

       Актив Баланса состоит из двух разделов:

       – нефинансовые активы;

       – финансовые активы.

       Пассив  Баланса также состоит из двух разделов:

       – обязательства;

       – финансовый результат.

       Отражение дебиторской и кредиторской задолженности  в балансе –предмет постоянных консультаций и замечаний аудиторов. К сожалению, этим показателям не всегда уделяется должное внимание.

       В разделе III «Обязательства» по строке 370 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» показывают сальдо счета 030100000. На счете 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" получателем средств бюджета отражается задолженность кредиторам по государственному и муниципальному долгу, в том числе задолженность по внутреннему долгу по счету 030101000 (строка 371).

       По  строкам 382– 389 отражается кредиторская задолженность субсидиям государственным и негосударственным организациям, а также по пособиям по социальному страхованию и помощи, выплачиваемым населению.

       По  строке 391 отражается кредиторская задолженность  бюджетного учреждения по прочим расходам.

       Пример: Высшее учебное заведение начислило сумму в размере 300 000 руб. на выплату стипендий студентам.

       Корреспонденция счетов:

       Операция  – отражено начисление стипендии:

       Дебет счета 140101280 "Прочие расходы"

Информация о работе Экспертное исследование учета расчетов с контрагентами (на примере ГОУ ВПО АГТУ)