Нематериальные активы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

В российской практике составления бухгалтерской отчетности нематериальные активы впервые появились в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности 1992 года. Эти положения еще не содержали четкого определения понятия «нематериальный актив», ограничиваясь лишь бессистемным перечислением того, что к этой категории может быть отнесено. Сегодня учет нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Теоретическая часть. ……………………………………………………....3
Нематериальные активы……………………………………………….3
Затраты на приобретение нематериальных активов………………....14
Оценка нематериальных активов……………………………………...16
Амортизация нематериальных активов…………………………….....20
Заключение………………………………………………………………….22
Практическая часть…………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………32

Работа содержит 1 файл

123.doc

— 300.00 Кб (Скачать)
 

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….2

Теоретическая часть. ……………………………………………………....3

    1. Нематериальные активы……………………………………………….3
    2. Затраты на приобретение нематериальных активов………………....14 
    3. Оценка нематериальных активов……………………………………...16
    4. Амортизация нематериальных активов…………………………….....20

Заключение………………………………………………………………….22

Практическая  часть…………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Нематериальные активы по-английски называются – intangible («неосязаемые»)  (далее — НМА). То есть  в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к чему нельзя прикоснуться. И вот такую своеобразную субстанцию бухгалтерам приходиться совершенно осязаемо учитывать, потому что она, как это ни странно, не только вполне реально существует, но и достаточно ощутимо участвует в хозяйственном обороте, производственной или, по меньшей мере, управленческой деятельности множества активно функционирующих компаний.

Вообще говоря, что бы ни утверждали, но настоящим двигателем прогресса

являются человеческие идеи. Просто для того, чтобы идея заработала, ее нужно воспринять, сформулировать и воплотить.

Для того чтобы  иметь возможность учесть экономический  и налоговый «выход» от данного объекта интеллектуальной собственности, требуется новый процесс – уже не созидательный, а учетный, - в ходе которого осуществляется классификация и оценка нематериального актива.

В российской практике составления бухгалтерской  отчетности нематериальные активы впервые  появились в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности 1992 года. Эти положения еще не содержали четкого определения понятия «нематериальный актив», ограничиваясь лишь бессистемным перечислением того, что к этой категории может быть отнесено. Сегодня учет нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007. 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть.  Нематериальные активы. Затраты на приобретение, их оценка, амортизация.

1.1 Нематериальные активы.

Нематериальный  актив — понятие весьма многогранное, то и определение того, что же можно отнести к нематериальным активам, а что нет, зависит от того, рассматриваем ли мы экономическое, или, напротив, бухгалтерское понятие нематериального актива. С бухгалтерским определением проще всего: какие активы могут быть объектом учета напрямую, сказано в стандартах бухгалтерской отчетности. Как мы увидим, различные системы учета смотрят на этот вопрос по - разному. Но прежде чем переходить к бухгалтерскому толкованию, остановимся на экономической сущности понятия «нематериальный актив».

Одно  из самых кратких определений нематериального актива дано Барухом Левом: нематериальный актив обеспечивает будущие выгоды, не имея материального или финансового (как акция или облигация) воплощения». Более подробное описание характеристик, которыми должен обладать такой актив, приводят Р. Рейли и Р. Швайс 2. Они выделяют шесть признаков, которые должны выполняться, чтобы объект можно было отнести к категории нематериальных активов, а именно:

  • актив должен быть конкретно идентифицируемым и иметь узнаваемое описание;
  • он должен иметь юридический статус и подлежать правовой защите;
  • он должен быть объектом права частной собственности, которое может быть передано в соответствии с законом;
  • он должен иметь некоторое вещественное доказательство или проявление своего существования (контракт, лицензию, список клиентов, комплект финансовых отчетов и т. д.);
  • он должен быть создан или должен возникнуть в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события;
  • он должен подлежать уничтожению или прекратить свое существование в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события.

Отмечу, что требование  идентифицируемости не подразумевает, что нематериальный актив обязательно должен передаваться отдельно и независимо от всех других активов. Существует также ряд факторов, которые иногда ошибочно относят к нематериальным активам. Примером могут быть рыночный потенциал, монопольное положение, предоставляемый правом собственности контроль, снижение цены, ликвидность и т. д. При этом перечисленные факторы могут создавать стоимость, не являясь нематериальным активом.

Хотя  существование нематериального  актива подразумевает возможность  получения с его помощью каких-либо текущих или будущих материальных выгод, сам факт существования НМА  еще не говорит о наличии у него отличной от нуля стоимости. О ненулевой стоимости нематериального актива можно говорить в двух случаях:

  • нематериальный актив приносит своему владельцу определенные измеримые экономические выгоды. Такими экономическими выгодами могут быть как снижение издержек, так и увеличение дохода по сравнению с ситуацией, в которой данный нематериальный актив не существовал бы вообще;
  • нематериальный актив способствует увеличению стоимости других активов, с которыми он связан (материальных или нематериальных). При этом увеличение стоимости этих активов, однако, еще не характеризует величину стоимости рассматриваемого НМА, а скорее, говорит лишь о самом факте наличия ненулевой стоимости такого актива.

Нематериальные  активы удобно классифицировать по связи с другими элементами деятельности. Так, Р. Рейли и Р. Швайс в своей монографии выделяют десять типов нематериальных активов:

  1. НМА, связанные с маркетингом. К этой группе активов относятся, например, товарные знаки, фирменные названия, названия торговых марок (бренды), логотипы.
  2. НМА, связанные с технологиями. Сюда относятся, например, патенты на технологические процессы, патентные заявки, техническая документация, техническое ноу-хау и т. д.
  3. НМА, связанные с творческой деятельностью. К таким нематериальным активам относятся литературные произведения и авторские права на них, музыкальные произведения, издательские права, постановочные права. Эти права являются одними из самых долгоживущих. Так, в США соответствующие авторские права действуют на протяжении жизни автора и 50 лет после его смерти. Вместе с тем эта категория достаточно сложна для оценки: во многих случаях вообще затруднительно сказать, обладает ли такой нематериальный актив отличной от нуля стоимостью.
  4. НМА, связанные с обработкой данных. К таким активам относят запатентованное программное обеспечение компьютеров, авторские права на программное обеспечение, автоматизированные базы данных, маски и шаблоны для интегральных схем.
  5. НМА, связанные с инженерной деятельностью. Сюда относятся промышленные образцы, патенты на изделия, инженерные чертежи и схемы, проекты, фирменная документация. Этот тип нематериальных активов также достаточно сложен в оценке. Часто подобные нематериальные активы носят характер опционов, т. е. их наличие означает для владельца право получения экономических выгод в определенном случае, например, в случае выпуска продукции с использованием патента, реализации проекта и т. д.
  6. НМА , связанные с клиентами. Это могут быть, например, списки клиентов, контракты с клиентами, отношения с клиентами, открытые заказы на поставку. При этом отношения могут быть как зафиксированными юридически (договорные отношения с клиентом), так и не быть юридически закрепленными. Нематериальные активы этой группы тесно связаны с гудвиллом компании, а также с маркетинговыми НМА. Как следствие, и стоимость этой группы активов достаточно сложно корректно отделить от стоимости гудвилла предприятия либо стоимости активов, связанных с маркетингом.
  7. НМА, связанные с контрактами. Это выгодные контракты с поставщиками, лицензионные соглашения, договоры франшизы, соглашения о неучастии в конкуренции. Обычно активы данной группы относительно легко идентифицировать, поскольку эта группа активов чаще всего связана с текущими экономическими выгодами для их владельца.
  8. НМА, связанные с человеческим капиталом. Например, к этой категории относятся отобранная и обученная рабочая сила, договоры найма, соглашения с профсоюзами.
  9. НМА, связанные с земельным участком. К ним относятся права на разработку полезных ископаемых, права на воздушное пространство, права на водное пространство и т. д.
  10. Наконец, НМА, связанные с понятием «гудвилл» (деловая репутация). К этой категории относится гудвилл организации, гудвилл профессиональной практики, личный гудвилл специалиста, гудвилл знаменитости и, наконец, общая стоимость бизнеса в качестве действующего предприятия.

Гудвилл (деловая репутация) является особым нематериальным активом. В общем  случае гудвилл — это та часть  стоимости компании, на которую рыночная стоимость действующего предприятия превышает сумму его материальных и идентифицированных нематериальных активов. Гудвилл весьма разнороден по своей природе. Можно выделить следующие компоненты гудвилла:

  • существование активов и их готовность к использованию. Многими исследователями отмечается, что стоимость создает уже сама готовность предприятия к функционированию. Такая готовность подразумевает наличие управления компанией, наличие персонала, наличие активов;
  • наличие положительного экономического дохода. Под положительным экономическим доходом понимается превышение дохода над потребляемыми ресурсами;
  • стоимость, создаваемая эффектом синергии при слияниях и поглощениях;
  • ожидание будущих событий, не связанных непосредственно с текущей деятельностью компании;
  • наконец, при анализе стоимости активов предприятия к гудвиллу относят стоимость нематериальных активов, которые в процессе анализа не удалось идентифицировать отдельно.

Нематериальные  активы по стандарту отчетности

Если  нематериальный актив связан с каким-либо материальным активом, например, программное обеспечение либо изображение, имеющее носитель, то этот объект может быть поставлен на учет либо как нематериальный, либо как материальный актив.

В рамках стандарта РСБУ до недавнего времени 3 определение НМА существенно  отличалось от определения, данного в рамках международных стандартов. Однако вступившие в силу в начале 2008 г. ПБУ 14/2007 значительно изменили признаки нематериального актива, приближая последние к международным стандартам. Прежний стандарт требовал наличия надлежаще оформленных на нематериальный актив документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности. Этот пункт обуславливал существенное различие между российскими и международными правилами учета нематериальных активов. Необходимость четкого документального подтверждения нематериальных активов была обусловлена, в частности, тем, что до недавнего времени основными пользователями российской бухгалтерской отчетности были различные регулирующие органы. Вместе с тем это требование ограничивало понятие «нематериальные активы» с точки зрения РСБУ.

Нынешний  стандарт требует для принятия нематериального  актива к бухгалтерскому учету единовременного  выполнения следующих условий:

  • отсутствие у объекта материально-вещественной формы;
  • первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена;
  • возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
  • организацией не предполагается последующая перепродажа (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) данного объекта;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • организация осуществляет контроль над объектом, в том числе имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Таким образом, последняя формулировка значительно  смягчает требования к оформлению документов на НМА, ставя во главу угла требование подконтрольности нематериального  актива компании. Вместе с тем не следует забывать, что согласно Гражданскому кодексу РФ большинство объектов НМА должны проходить регистрацию.

Перечисленные общие требования российских и международных  стандартов отчетности накладывают  ограничения на состав нематериальных активов, принимаемых к учету. Права  на обслуживание, лицензии, квоты, франшизы, а также конфиденциальные знания могут признаваться как активы, если соблюдены общие требования стандарта. Также по стандартам возможна постановка на учет клиентской базы (списки клиентов), доли рынка, права на сбыт и т. д., если, например, списки клиентов приобретены извне и есть юридические гарантии сохранения клиентов и доли рынка. На практике, конечно, соблюдение этого условия весьма проблематично. В то же время неисключительный характер данных прав до недавнего времени не позволял российским стандартам бухгалтерской отчетности признавать их в качестве нематериальных активов, и лишь вступление в силу ПБУ 14/2007 отменило это ограничение.

Согласно  ПБУ 14/2007 нематериальные активы принимаются  к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты организацией при приобретении, создании актива и приведении его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях. При внесении в уставный капитал нематериальный актив ставится на учет исходя из денежной оценки, а нематериальные активы, полученные организацией безвозмездно, — по рыночной стоимости.

Информация о работе Нематериальные активы