Совершенствование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 00:38, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены актуальные вопросы по учету основных средств и совершенствование на примере коммерческой организации ООО "НПХ"

Работа содержит 1 файл

Совершенстсвование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Решение о проведении переоценки по состоянию на начало отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом, обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств. Данный документ должен содержать перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке, с указанием их точных названий; дат приобретения, сооружения, изготовления и принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Исходными данными для  переоценки объектов основных средств  являются:

- первоначальная стоимость  или текущая (восстановительная) стоимость (если данный объект переоценивался ранее) объекта по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;

- сумма амортизации,  начисленной за все время использования  объекта по состоянию на указанную  дату;

- документально подтвержденные данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов основных средств по состоянию на 1 января отчетного года.

Результаты проведенной  по состоянию на первое число отчетного  года переоценки объектов основных средств  подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Другими словами, переоценка объектов основных средств проводится до начала следующего отчетного года в ходе инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год, а результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете за январь нового отчетного года путем изменения вступительного сальдо.

ПБУ 6/01 разрешает организациям производить переоценку основных средств  путем прямого пересчета (методом  прямой оценки) или путем индексации (индексным методом).

Организациям, принявшим  решение о переоценке основных средств, целесообразнее воспользоваться методом прямой оценки.

При проведении переоценки основных средств методом прямой оценки организация может определять их рыночную стоимость как самостоятельно, так и с привлечением для этой цели независимого оценщика.

Индексный метод основан  на применении индекса-дефлятора, ранее  рассчитывавшегося ежеквартально Госкомстатом РФ и Министерством экономики РФ.

В ООО «НКХП» переоценка основных средств не производится.

2.6. Учет выбытия  основных средств

 

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Основной задачей бухгалтерского учета основных средств при их выбытии является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия основных средств.

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском  учете организации на дату единовременного  прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Учет  выбытия основных средств при  их списании. Первичными документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств (формы Ма ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46).

Акт на списание объекта  основных средств оформляется комиссией  и утверждается руководителем организации.

Одним из основных способов выбытия основных средств является их списание в случае физического или морального износа.

Как правило, списанию подлежат только полностью непригодные основные средства, которые невозможно восстановить или их восстановление экономически нецелесообразно (неэффективно), а также  когда они не могут быть реализованы или переданы другим организациям.

При отражении операций по списанию объекта основных средств  в результате ликвидации организация должна выявить и отразить в учете финансовый результат от ликвидации объекта.

Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Другими словами, в бухгалтерском учете предметы, полученные при списании объектов 'основных средств, на счета учета списания основных средств не относятся, а отражаются по дебету счета учета материалов (счет 10) в корреспонденции со счетами учета прибылей и убытков (субсчет 91-1 «Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

Операции по любому выбытию  основных средств, как и операции, отражающие поступление основных средств в организацию, должны отражаться на счете 01 «Основные средства».

Для учета выбытия (списания) основных средств предусматривается  использование субсчета «Выбытие основных средств». Условно примем, что поступающие  в организацию объекты основных средств учитываются на субсчете 01-1 «Основные средства организации», а их выбытие учитывается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств».

При выбытии основных средств в дебет субсчета 01-2 списывается  первоначальная (восстановительная) стоимость  объекта основных средств в корреспонденции  с субсчетом 01-1, а в кредит субсчета 01-2 списывается сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации (счет 02).

По окончании процедуры  выбытия основного средства его  остаточная стоимость, выявленная на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств», списывается дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

Другие расходы, связанные  с выбытием объекта основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и т.п.), учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в качестве операционных расходов.

Указанные расходы могут  предварительно аккумулироваться на счете  учета затрат вспомогательного производства (счет 23).

Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового  оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы»  определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки», на котором формируется конечный финансовый результат от деятельности организации.

Списание основных средств  с баланса организации может  также осуществляться при их выбытии в связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций).

Формирование финансового  результата по основным средствам, утраченным в связи с чрезвычайными обстоятельствами, осуществляется непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки».

Суммы потерь, расходов и  доходов в связи с чрезвычайными  обстоятельствами хозяйственной деятельности отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.

Учет  операций по приобретению и списанию основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно. С 1 января 2002 года установлено, что для целей бухгалтерского и налогового учета приобретенные объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере'передачи их в производство или эксплуатацию.

В целях обеспечения  сохранности таких объектов в  производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Согласно ПБУ 6/01 приобретенные  книги, брошюры и т.п. издания относятся  к категории объектов основных средств, которые разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Данная норма применима к организациям, имеющим библиотечные фонды.

Для организаций, не имеющих  библиотечные фонды, если приобретаемая  литература по бухгалтерскому учету, аудиту, экономике, финансам, праву и др. в виде учебников, словарей, законодательных сборников, статистических сборников, различных энциклопедий и т.п. является средством для выполнения или обслуживания производственного процесса, то затраты по ее приобретению относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Такое пояснение следует  из Письма Министерства по налогам  и сборам РФ от 19.07.2001 г. № ВГ-6-02/559@, согласованного с Министерством  финансов РФ.

Учет  выбытия основных средств при  их продаже. Первичными документами, подтверждающими продажу основных средств, являются:

- акт о приеме-передаче  объекта основных средств (формы  № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-16) с приложением договора купли-продажи;

- счет-фактура на проданный  объект основных средств;

- документы (счета  и счета-фактуры), подтверждающие  расходы, связанные с реализацией основных средств;

- платежно-расчетные  документы, свидетельствующие об  оплате указанных выше расходов.

На основании указанных  выше актов при продаже основных средств бухгалтерия организации вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.

При продаже организацией объекта основных средств цена продажи  определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Объекты основных средств, как правило, должны продаваться  по рыночным ценам с учетом их физического состояния.

Поступления от продажи  объектов основных средств относятся  к операционным доходам и отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»).

Учет выбытия объектов основных средств в результате их продажи отражается на субсчете 01-2 «Выбытие основных средств».

В дебет субсчета 01-2 переносится  первоначальная (восстановительная) стоимость  выбывающего объекта основных средств, а в кредит - сумма начисленной амортизации за полезного использования в организации данного объекта.

По окончании процедуры  выбытия объекта основных средств  его остаточная стоимость, выявленная на субсчете «Выбытие основных средств» списывается на счет 91 Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

На этом же счете выявляется финансовый результат от продажи  объекта основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается  со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Оплата за объект основных средств, полученная от покупателя, отражается в учете по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в  корреспонденции со счетами учета  денежных средств.

Доходы и расходы  от выбытия объекта основных средств, в том числе при их продаже, подлежат зачислению на счет прибылей и убытков (счет 91) в качестве операционных доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете в том  отчетном периоде, к которому они относятся.

Учет  выбытия основных средств при  их передаче в счет вклада в уставный капитал. В соответствии с п. 3 ПБУ 10/99 вклады (в том числе основными средствами) в уставные (складочные) капиталы других организаций не признаются расходами организации.

Передача объектов основных средств в уставный капитал другой организации представляет собой один из видов финансовых вложений организации, рассчитанных на получение доходов от долевого участия в виде дивидендов.

Первичными документами, подтверждающими передачу объектов основных средств в уставный капитал другой организации, являются:

- решение общего собрания  учредителей и учредительный  договор, в которых отражается денежная оценка объектов основных средств, вносимых учредителями в счет вклада в уставный капитал; .

- документы (счета  и счёта-фактуры), подтверждающие  расходы, связанные с передачей  объектов основных средств в  счет вклада в уставный капитал  другой организации;

- платежно-расчетные  документы, свидетельствующие об  оплате указанных выше расходов.

Учет финансовых вложений организации в уставные капиталы других организаций осуществляется на субсчете 58-1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения должны приниматься к учету по первоначальной стоимости.

В соответствии с п. 14. ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

В случае передачи в счет вклада основных средств под этой стоимостью понимается их первоначальная или остаточная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете.

В соответствии с главой 25 НК РФ расходы передающей организации, в том числе в виде вклада в уставный капитал другой организации, относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Для целей налогового учета при передаче имущества в уставный капитал вклад передающей стороны должен оцениваться по стоимости имущества, учтенного в налоговом учете передающей стороны.

При этом передаваемые в  качестве вклада в уставный капитал  основные средства в целях налогообложения  должны учитываться по их остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета у передающей стороны. В этой же оценке учитывается имущество в налоговом учете у получающей стороны, стоимость которого должна быть подтверждена документально.

Поскольку передача имущества  в счет вклада в уставный капитал  не признается для целей бухгалтерского учета расходами, то остаточная стоимость имущества при такой передаче может списываться со счетов учета имущества непосредственно в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств задолженность по вкладу в уставный капитал отражается по дебету счета 58 «Финансовые зложения» (субсчет 58-1) в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на величину остаточной стоимости передаваемого объекта основных средств.

Информация о работе Совершенствование бухгалтерского учета основных средств в коммерческой организации