Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность бухгалтерского баланса, как метода бухгалтерского учета и его роль в управлении предприятием.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Операционализация понятия «бухгалтерский баланс».
2. Выявить характерные черты, функции и роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием.
3. Рассмотреть видовую классификацию бухгалтерского баланса.
4. Проанализировать строение бухгалтерского баланса.
5. Показать типовые изменения бухгалтерского баланса.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ бухгалтерского баланса, как метода бухгалтерского учета………………………………………………………………6
1.1. Понятие бухгалтерского баланса, функции и виды……………………….6
1.2. Строение бухгалтерского баланса……………………………………...…12
1.3. Типовые изменения в балансе…...………………………………………...27
Глава 2. Практическая часть курсовой работы: Вариант III……...………34
Задание 1. Классификация имущества организации…………………………34
Задание 2. Бухгалтерский баланс……………………………………………...35
Задание 3. Система счетов и двойная запись…………………………………37
Задание 3.1……………………………………………………………………...37
Задание 3.2. Составить корреспонденцию счетов……………………………38
Задание 3.2.1. Учет процесса заготовления………………………………….38
Задание 3.2.2. Учет процесса производства…………………………………..39
Задание 3.2.3. Учет процесса продажи и определение финансового результата…………………………………………………………………………..41
Задание 3.3……………………………………………………………………...42
Задание 4. Баланс………………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………...48
Нормативно-справочная литература…………………………………………..51
Основная и дополнительная литература…………………
Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения
требований другой стороны предприятие лишается соответствующих активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме замены обязательств одного вида другим.
Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:
время составления;
источник составления;
объём информации;
характер деятельности;
объект отражения.
1) По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.
Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.
Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчётного года, а заключительный – на конец отчётного года.
Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учёта, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путём объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесённый убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.
Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемый счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.
Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.
Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.
По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.
2) По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращённый и упрощённый его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.
Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учёта) без инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основании учётных записей и данных инвентаризации.
По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.
Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводный баланс получают путём механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.
Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
3) По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные.
4) По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств.
1.2. Строение бухгалтерского баланса
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учёте» бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении.
Предприятием как объектом прав признаётся имущественный комплекс,
используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ ч. I) входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйствующим субъектам нужно знать, какими активами располагает, из каких источников они созданы, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций:
1) актив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению.
2) пассив – это часть баланса, в которой отражается имущество организации по источникам формирования и использования.
В бухгалтерском балансе активы и пассивы приводятся только в стоимостных показателях.
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Как говорилось выше, для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Любая статья актива баланса позволяет получить следующую характеристику экономических ресурсов: в чем воплощена данная часть активов, где используются, их величина. Любая статья пассива баланса позволяет получить следующую характеристику источников образования экономических ресурсов: за счет какого источника данная часть активов создана, для какой цели предназначены, их величина.
Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («не материальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).
Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса – наименее ликвидные активы.
Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:
1) внеоборотные активы;
2) оборотные активы.
Группировка экономических ресурсов в активе баланса представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Актив бухгалтерского баланса (сокращенный).
Номер раздела | Наименование разделов | Группа статей |
I | Внеоборотные активы | Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Незавершенное строительство |
Итого по разделу I |
| |
II | Оборотные активы | Запасы Дебиторская задолженность Денежные средства |
Итого по разделу II |
| |
Баланс |
|
Объекты, входящие в состав имущественного комплекса, неодинаковы по своему функциональному назначению, поэтому для эффективного учёта используется классификация по двум признакам:
1) по составу и размещению;
2) по источникам образования и целевому финансированию.
По составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные.
Внеоборотные (долгосрочные) активы – активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и другие финансовые вложения, нематериальные активы.
Основные средства – это часть средств производства, целиком и полностью участвующие в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняющие своей натуральной формы и переносящие свою стоимость на продукт постепенно, по мере износа.
Практически к основным средствам относя средства со сроком полезного использования больше 12 месяцев. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочее.
В составе основных средств должны учитываться находящиеся в собственности предприятия земельные участки и объекты природопользования
(вода, недра и другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемым активам. Между тем в учёте отражаются и так называемые неосязаемые активы.
Нематериальные активы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников (объекты интеллектуальной собственности).
Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения. К нематериальным активам относятся цена фирменной марки, стоимость патентов, авторских прав, прав на «ноу-хау». «Ноу-хау» - это специальные технические и экономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям.
Кроме того, к нематериальным активам относятся организационные расходы (расходы, связанные с образованием предприятия) и «гуд вилл» (деловая репутация предприятия).
Капитальные вложения – затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.