Сущность и принципы кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета нематериальных активов на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами и обозначить проблемы, с этим связанные.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить нематериальные активы как экономическую категорию;
- рассмотреть правовое обеспечение операций с нематериальными активами;

Содержание

1. Сущность, функции и принципы кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1. Сущность и структура кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Функции кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3.Формы и виды кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2. Ссудный капитал и источники его формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3. Кредитная система и ее элементы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Работа содержит 1 файл

бух учет к р.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

     Этап 2. Выбор наиболее походящего метода оценки стоимости для каждого компонента нематериальных активов и выполнение расчетов. Для определения стоимости земельного участка применяют специальные методы.

     Этап 3. Оценка реальной степени износа компонентов  нематериальных активов. Термин "износ" в теории оценки понимается как утрата полезности объекта, а следовательно и его стоимости по различным причинам, то есть не только вследствие фактора времени.

     Этап 4. Расчет остаточной стоимости компонентов  нематериальных активов и суммарная оценка остаточной стоимости всех нематериальных активов. Остаточная стоимость на дату оценки получается вычитанием из стоимости размера накопленного износа.

     Применительно к таким объектам, как ноу-хау  и изобретения, аннуитетом служат платежи  роялти, то есть ежегодно выплачиваемые предприятием-лицензиатом суммы обладателю ноу-хау или патента (лицензиару), согласно заключенному между ними договору.

     Фактически  роялти — вознаграждение продавцу, определенное по фиксированной ставке, проценту от дохода, прибыли или стоимости в зависимости от договоренности субъектов сделки.

     Роялти, выполняя функцию определителя не стоимости  нематериальных активов, а размера  вознаграждения, как фиксированный  процент от прибыли распространяется на весь жизненный цикл данных нематериальных активов.

     Роялти  как элемент расчета размера  вознаграждения имеет глубокий экономический  смысл, стимулируя владельца нематериальных активов поддерживать его реализацию в производстве, постоянно его адаптировать к изменяющимся условиям производства и рыночной конъюнктуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Организация учета  нематериальных активов 

     При организации учета нематериальных активов на предприятии следует  руководствоваться соответствующими законодательными и нормативными документами.

     Бухгалтерский учет нематериальных активов должен обеспечивать выполнение следующих задач:

     - правильное оформление документов  и своевременное отражение в  учете всех случаев движения  нематериальных активов;

     - достоверное определение результатов от списания и прочего выбытия нематериальных активов;

     - контроль за сохранностью нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету.

     Единицей  бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

     Инвентарным объектом нематериальных активов считается  совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо в использовании для управленческих нужд организации.

     Учет  нематериальных активов строится на предприятии в соответствии с учетной политикой, утвержденной руководителем. В ней определяется:

     1. Перечень объектов учета, относящихся к нематериальным активам предприятия.

     2. Срок полезного использования  нематериальных активов.

     3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: линейный - по нормам, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) или способ уменьшаемого остатка.

     4. Порядок отражения в учете погашения стоимости нематериальных активов (с использованием или без использования счета 05).

     Общим требованием для организации  учета нематериальных активов является документальное оформление движения объектов нематериальных активов.

     Помимо документа, подтверждающего существование самого актива (патент, свидетельство, лицензионный договор), в бухгалтерском учете каждый инвентарный объект нематериальных активов должен оформляться соответствующей первичной документацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

     Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание нематериальных активов. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, нематериальные активы по мере создания или поступления в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, следует зачислять в состав нематериальных активов на основании акта приемки.

     Акты  оформляются по факту поступления (выбытия) прав интеллектуальной собственности, по факту создания объектов интеллектуальной собственности, по факту получения прав на использование объектов интеллектуальной собственности на основании документов, подтверждающих права организации в качестве правообладателя и отражающих сущность сделок и хозяйственных операций.

     В ряде случаев, определенных законодательством, требуется подтверждение стоимости поступающего объекта нематериальных активов независимым оценщиком, то есть наличие акта оценки.

     Акт приемки (вместе с актом оценки) является основанием для открытия в бухгалтерии предприятия карточки учета нематериального актива.

     В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а при постановке на учет нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).

     Карточка  учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.

     На  лицевой стороне карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от реализации).

     На оборотной стороне карточки изложена краткая характеристика объекта нематериальных активов.

     При выбытии нематериальных активов составляется Акт выбытия, а при списании объекта нематериальных активов заполняется Акт списания.

     Если предприятие предоставляет другому предприятию право пользования каким-либо объектом нематериальных активов, то эти данные отражаются в:

     - ведомости учета предоставления  лицензии (на основании лицензионных  договоров);

     - ведомости учета предоставлении ноу-хау (на основании договоров о ноу-хау).

     Форма ведомостей разрабатывается предприятием самостоятельно.

     Ведомости закрываются после выбытия и списания объекта учета из активов организации.

     На  основании вышеназванных документов в бухгалтерии информация разносится по счетам:

     08 "Вложения во внеоборотные активы";

     04 "Нематериальные активы";

     05 "Амортизация нематериальных активов";

     19/2 "НДС по приобретенным нематериальным активам";

     91 "Прочие доходы и расходы".

     Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляется в первоначальной оценке.

     При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости для каждого вида активов открываются субсчета в соответствии с классификацией нематериальных активов, принятой в организации, например :

     04-1 "Объекты интеллектуальной собственности";

     04-2 "Отложенные затраты";

     04-3 "Деловая репутация";

     04-4 "Прочие объекты".

     Структура счета 04 "Нематериальные активы" см. приложение 1.

     На  счете 05 "Амортизация нематериальных активов" отражаются начисление и списание (при выбытии) амортизации по тем видам нематериальных активов, по которым погашение их стоимости производится с использованием счета 05. См. приложение 2. 
 
 
 

            2 глава основной части

     ГЛАВА II. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на ОАО "Техно"

     2.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской отчетности на ОАО "Техно"

     Характеристика  предприятия

     ОАО "Техно" г. Омск является акционерным обществом открытого типа. Уставный капитал предприятия разделен на определенное число акций.

     Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. ОАО "Техно" занимается продажей компьютеров, комплектующих к ним, оргтехники и расходных материалов к ней, кондиционеров, телефонов и мини АТС, а также осуществляет техническое обслуживание, сборку, установку и гарантирует ремонт данной техники.

     Численность работников предприятия составляет 153 человек.

     ОАО "Техно" является автоматизированным дилером московской фирмы "Партия".

     Организация ОАО "Техно" состоит из отделов: отдела продаж техники, отдела технического обслуживания сервиса, отдела маркетинга и финансово-аналитического отдела. Каждый отдел имеет своего руководителя, которые являются партнерами по бизнесу, а также бухгалтера.

     На ОАО "Техно" нематериальные активы приобретаются за плату. Поэтому их первоначальная стоимость определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

     Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов являются:

     - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

     - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;

     - регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;

     - невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;

     - вознаграждения, уплачиваемые посреднической  организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

     - иные расходы, непосредственно  связанные с приобретением нематериальных активов.

     При оплате приобретаемых нематериальных активов, если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами являются суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.

Информация о работе Сущность и принципы кредита