Сущность и содержание бухгалтерского учёта,понятие о хоз.учёте и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что в процессе производства обществу требуется определенная информация, сведения о ходе процесса производства, т.е. обществу необходимы сведения о том, какие материальные ценности производятся, в каком количестве, какие средства вкладываются в производство, какие затраты труда используются и ряд других вопросов, связанных с процессом распределения и процессом потребления.

Содержание

Введение 3
1 Понятие хозяйственного учёта 4
2 Виды хозяйственного учёта 6
3 Предмет, объект и метод бухгалтерского учёта 9
4 Классификация источников образования хозяйственных средств 17
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

Понятие бухгалтерского учета.Жоголев.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

     Бухгалтерский учет - это особый прием отражения  хозяйственных явлений, который  базируется на общих положениях диалектического  метода, суть которого сводится к изучению всех процессов и явлений во взаимосвязи, в развитии, в движении от простого к сложному.

     Объектом  бухгалтерского учета является хозяйственные  средства предприятия (имущество предприятия  в натуральной и денежной форме).

     Бухгалтерский учет изучает количественную сторону  хозяйственных явлений в неразрывной  связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально  обоснованной и взаимосвязанной  регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так  и в натуральных показателях. [5]

     Из  определения следует, что в бухгалтерском  учете:

  • имеет место сплошное отражение финансовой  и  хозяйственной  деятельности предприятия, всего его имущества  и  источников  его  формирования,  всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств,  задолженности  как  предприятию, так и другим предприятиям, организациям;
  • осуществляется   непрерывность   во   времени   отражения   происходящих хозяйственных   фактов.   Предполагается,   что   происходят   постоянное наблюдение и отражение  хозяйственных  операций,  связанных  с  движением основных  фондов,  производственных  запасов,  денежных  средств,  ценных бумаг, расчетов, фондов, кредитов;
  • каждый хозяйственный факт оформляется  документально  бумажным  первичным документом или машинным  носителем  информации,  который  имеет  правовую основу,  согласно  ему  устанавливается  ответственность  за  выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу;
  • все средства и хозяйственные процессы  обязательно  отражаютсяа  денежном выражении, обобщая натуральные показатели;
  • существует  взаимосвязанное   отражение   финансовой   и   хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью  совершающихся  фактов.[3]

     Так,  при  поступлении  материальных  ресурсов  на   склады   предприятия  обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или  в результате  передачи  их  из  цеха  в  цех.  Выплата  заработной  платы работникам  предприятия  из  кассы  наличными   подтверждает   уменьшение задолженности  предприятия работающим, а также  уменьшение денежных средств в кассе.

     Перечисленные  особенности  бухгалтерского  учета  отличают   его   от оперативно-технического   и   статистического   видов   учета.   Но   только использование  информации всех трех видов  учета,  хозяйственного  учета  как целостной  системы,  позволяет  предприятиям  наиболее  эффективно  управлять  хозяйственной деятельностью, удовлетворять  запросы  потребителей  продукции, выполнять работы  и  оказывать  услуги,  оценить  положение  предприятия  на рынке.

     Именно  в  системном  бухгалтерском   учете   отражается   фактическая  информация по каждому виду основных средств, материально-сырьевых, топливно энергетических, трудовых, финансовых ресурсов, что позволяет  направлять  и координировать  финансовую  и  производственно-хозяйственную  деятельность, добиваться желаемых результатов.

     В бухгалтерском учете отражается весь кругооборот средств предприятия, источников их формирования и хозяйственные  процессы.  Качественная  учетная  информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях  производства, контролировать  в  случае  необходимости  во  всех   деталях   деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать  и  принимать  соответствующие  управленческие решения на различных  уровнях управления.

     Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов и приемов, позволяющих  получить всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации.

     Всему многообразию хозяйственных средств  и процессов следует дать денежную оценку. Затем необходимо обоснованно  сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства и процессы. Принципы оценки и группировки едины  для всех организаций.

     Диалектический  метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения  во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет  регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни.

     Наряду  с этими основополагающими методами в бухгалтерском учете есть свои специфические приемы и способы, обусловленные его особенностями. В связи с тем, что в учетном  процессе различают последовательные этапы, состоящие из первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения, то каждому  из этих этапов присущи свои задачи.

     Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования  различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке. [6]

     Кратко  рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.

     Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных  операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает  юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.

     Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной  хозяйственной операции, придающее  юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и  непрерывное отражение хозяйственной  деятельности предприятия. К учету  принимается только правильно оформленный  документ, в котором заполнены  все реквизиты. Основными реквизитами  документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие  документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной  операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную  операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность  составления, полнота и достоверность  информации, обеспечивающие возможность  предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью  организации и активного воздействия на результаты ее работы.

     Однако  ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют  тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим  неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных  лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных  бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом инвентаризация является продолжением документирования.

     Инвентаризация  позволяет через проверку в "натуре" материальных ценностей, денежных средств  и финансовых обязательств выявить  их фактическое состояние. Она или  подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и  допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность  материальных ценностей, денежных средств  и других активов, проверяется полнота  и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью  инвентаризации организуется более  четкий контроль за наличием и движением  активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц.

     Как было указано выше, основным измерителем  в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется  способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете  принят основной принцип оценки его  объектов - по фактической себестоимости.

     Таким образом, оценка представляет собой  способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.

     Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.

     Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость.[4]

     Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества  и обязательств организации по отдельным  их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система  счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий  учет однородных объектов, их сущность и изменения.

     На  каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают  два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета  предназначены для учета имущества  по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица  двусторонней формы, левая сторона  которой есть дебет, а правая - кредит.

     Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью  самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления  денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег  в кассу и списание денег с  расчетного счета. При этом сумма  хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета  и по кредиту другого счета), что  и называется двойной записью. Она  обеспечивает взаимосвязанное отражение  хозяйственной деятельности организации  в бухгалтерском учете. Кроме  того, ее использование имеет большое  контрольное значение, так как  требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании  каждого отчетного периода, когда  подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между  собой равны, неравенство свидетельствует  об ошибке, допущенной в записях  или подсчетах. Взаимная связь между  счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает  эта связь, называются корреспондирующими счетами.

     Таким образом, счета и двойная запись применяются для регистрации, текущей  группировки и обобщения учетной  информации об объектах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственной операцией.[3]

     Через счета и двойную запись лежит  путь к систематическому обобщению  итогов хозяйственной деятельности и выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель через составление бухгалтерского баланса.

     Бухгалтерский баланс включает остатки счетов на определенную дату - конец отчетного  периода, которые образуют активы субъекта, его собственный и заемный капитал.

     Его данные необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества  организации и источников его  формирования, для анализа финансового  состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.

     Итоговое  обобщение фактов хозяйственной  деятельности находит отражение  в отчетности. Ею пользуются как  внутренние, так и внешние пользователи. Поэтому отчетность составляется по определенным правилам и стандартам.

     Отчетность  является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущественное  и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Информация о работе Сущность и содержание бухгалтерского учёта,понятие о хоз.учёте и его виды