Сущность и способы попроцессного метода определения себестоимости организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при попроцессном методе. В рамках указанной цели необходимо решение следующих частных задач:

-Исследование методической базы учета затрат при попроцессном методе;

-Определение основных принципов (правил) учета затрат;

-Изучение анализа калькуляции, целей, задач, методов, а также результатов анализа калькулирования продукции для принятия управленческий решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПРИ ПОПРОЦЕСНОМ МЕТОДЕ

1.1.Принципы учета затрат при попроцессном методе 5

1.2.Попроцессный метод 6

2.АНАЛИЗ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРИ ПОПРОЦЕСНОМ МЕТОДЕ

2.1.Цели,задачи и методы калькуляции 11

2.2.Методы проведения анализа 14

2.3.Варианты применения результатов анализа калькулирования себестоимости продукции для принятия управленческих решений 19

3.УЧЕТ ЗАТРАТ И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
34

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 224.50 Кб (Скачать)
  • Бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • Штатную должность бухгалтера;
  • Передачу на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • Ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

     Выбранная форма ведения учета закрепляется в организационных документах. Вопросы  делопроизводства в бухгалтерии  частично отражены в положение о бухгалтерском учете. Бухгалтерия в своей работе с документами руководствуется также Инструкцией по делопроизводству своей организации и номенклатурой дел бухгалтерии. Так как бухгалтерия – это структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, документы бухгалтерии являются частью документального фонда организации в целом и включены в общий документооборот.

     Под документооборотом понимается - движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» допускает составление первичных и сводных учетных документов как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

     Для документирования операций по учету  затрат применяются первичные учетные документы. Для учета материальных затрат – лимитно-заборные карты, требования, требования-накладные. Для учета затрат на оплату труда – расчетно-платежные ведомости, разработочные таблицы распределения заработной платы. Учет расходов по обслуживанию производств и управлению – ведомости учета затрат цехов. Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов – простойные листки. Учет и инвентаризация незавершенного производства – инвентаризационные описи, сличительные ведомости. Учет нормируемых расходов: командировочные расходы – авансовые отчеты, представительские расходы – сметы расходов.

     От  четкости и оперативности обработки  и движения документов в конечном итоге зависит быстрота принятия решения. Поэтому рациональной организации  документооборота всегда уделяется большое внимание в бухгалтерии, где несвоевременная обработка финансовых документов может привести к отрицательным экономическим последствиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. АНАЛИЗ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ  ПРИ ПОПРОЦЕССНОМ МЕТОДЕ 

           2.1.Цели, задачи и методы калькуляции 

     Одним из основных показателей работы предприятия, как уже говорилось выше, является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных  видов продукции или работ  и всей товарной продукции называется калькуляцией.  Различают несколько видов калькуляции: полная, производственная, цеховая.

     Калькулирование, кроме основного назначения, представляется путеводителем при выборе производственной стратегии и ценообразовании. Кроме  того, для оценки исполнительских качеств подчиненных и эффективности работы подразделений им нужна информация о затратах по местам их возникновения.

     Системы управленческого учета удовлетворяют  эти главные планово-контрольные  задачи путем выделения отдельных  подразделений в качестве объектов учета. Выделяются центры ответственности – подразделения, по которым возможно учесть выполнение их менеджерами строго установленных обязанностей. Так, часто издержки группируют по центрам затрат – небольшим участкам деятельности или сферам ответственности. Типичным является выделение цехов в качестве центров затрат.

Объекты калькулирования – это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, незавершенное производство, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькулирования. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.

Для каждого  объекта необходимо правильно выбрать  калькуляционную единицу в качестве которой применяют:

-натуральные единицы (тонны, метры, штуки и т.п.);

-условно-натуральные единицы, исчисляемые с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и т.д.);

-стоимостные  единицы (затраты на рубль проданной  продукции, на 1000 рублей стоимости  запасных частей и т.п.);

-трудовые единицы  (один нормо-час, одна нормо-смена).

     Калькуляционные единицы могут не совпадать с  учетной натуральной единицей (в перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной – 1 т или 1 ц).

     Применение  укрупненных калькуляционных единиц упрощает составление плановых и  отчетных калькуляций.

     Любое калькулирование предполагает усреднение при исчислении себестоимости единицы  продукции. Усредненность себестоимости  единицы продукции может быть относительно узка, например, при изготовлении определенного заказа.

  Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (фактическую) калькуляции.

     Плановые  калькуляции определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства. Эта нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуляции, которые составляют на разовое изделие или работу для определения цены, расчетов с заказчиками и других целей.

     Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным возможностям организации на данном этапе его работы. При стабильных ценах на используемые ресурсы текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Именно поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года – ниже.

     Отчетные  (фактические) калькуляции составляются по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость производственной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включаются и непланируемые непроизводственные расходы.

     Калькулирование себестоимости продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции определяется типом производства, его сложностью, наличием незавершенного производства, длительностью производственного цикла, номенклатурой вырабатываемой продукции.

     В организациях промышленности применяют  нормативный, позаказный, попередельный  и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

     Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

     Применение  позаказного калькулирования не ограничивается промышленными предприятиями. Этот метод также используется в  строительстве, сфере обслуживания, бюджетных организациях и т.д. В  качестве примера можно привести рекламные агентства, юридические конторы, больницы, жилищо-строительные фирмы и др.

     Менеджеры часто сталкиваются с проблемой  отнесения затрат на конкретные предоставляемые  услуги. Степень точности калькулирования  зависит от стиля руководства, традиций и конкуренции. Менеджеры часто используют позаказное калькулирование в контроле и планировании.

     Попроцессный  метод применяется в организациях со следующими признаками производственного  процесса:

     1.массовый  характер производства одного или нескольких видов продукции;

     2.краткий  период технологического процесса;

     3.незавершенное  производство отсутствует или  незначительно.

     К таким организациям следует отнести  организации добывающих отраслей (угледобывающей, нефтедобывающей и др.) промышленности, строительных материалов , электро- и теплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.

        2.2.Методы проведения анализа

 

       Необходимость анализа бухгалтерской отчетности в условиях формирования рыночных отношений обусловлена требованием практического предпринимательства помочь ответить на вопрос: как правильно хозяйствовать? Вместе с тем проводимый анализ не может дать единого рецепта на все случаи хозяйственной жизни, но позволит научиться отвечать на поставленный вопрос.

       Анализ  себестоимости продукции в разрезе  статей калькуляции дает возможность  не только получить наиболее полную картину  изменения затрат, но и разобраться, где произошли отклонения и кто  их виновник. Анализ себестоимости  в калькуляционном разрезе базируется на классификации затрат по месту их возникновения независимо от экономического содержания. Именно поэтому можно установить место возникновения отклонения: основное производство, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы. Возможность анализа есть только на тех предприятиях, где разрабатывают план себестоимости продукции в калькуляционном разрезе, а бухгалтерия предприятия составляет фактическую калькуляцию на весь объем продукции и по ее видам.

       Калькуляция себестоимости единицы продукции является важным документом предприятия, необходимым условием обоснования правильного установления цен, механизмом контроля рентабельности производства. Она дает богатый аналитический материал, позволяющий установить причины отклонений в себестоимости отдельных видов продукции и пути снижения себестоимости продукции. По данным калькуляции судят о рентабельности отдельных видов продукции и принимают решения о выборе альтернативных вариантов.

       Основные  показатели, используемые для характеристики затрат на производство, следующие:

    1. затраты на производство по смете, характеризующие себестоимость всего объема работ;
    2. полная себестоимость товарной продукции, работ и услуг;
    3. производственная себестоимость товарной продукции;
    4. себестоимость реализованной продукции (полная и производственная);
    5. себестоимость единицы продукции, заказа, узла, детали;
    6. себестоимость сравнимой товарной продукции;
    7. затраты на 1 руб. продукции, работ и услуг;
    8. себестоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности (в целом, по подразделениям и другим центрам формирования затрат и ответственности).

       Объектом  учета затрат, а следовательно, и  анализа может быть весь объем  произведенной продукции, объем  реализованной продукции, отдельные  изделия, детали и узлы, отдельные виды производств, центры, отдельные технологические процессы и операции.

       Перечень  калькуляционных статей, и правила  калькулирования устанавливаются  типовыми инструкциями или положениями  для данного предприятия. При  анализе используют различные виды калькуляций:

  • плановую—составляется на определенный период на основе плановых нормативных прямых затрат и плановых смет накладных расходов; 
  • нормативную — на основе действующих на начало месяца норм, использующихся для оформления плановых калькуляций и для контроля за отклонением от нормы;
  • сметную — составляется, когда на какой-то объект установлена временная технология и укрупненная норма расхода;
  • отчетную – по данным бухгалтерского учета.

Информация о работе Сущность и способы попроцессного метода определения себестоимости организации