Сущность, назначение и виды отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение бухгалтерского отчета и анализ его основных показателей.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо разрешить в процессе рассмотрения данной темы:
- порядок составления бухгалтерского отчета;
порядок оформления отчетности;
анализ основных показателей баланса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....….3
1 Понятие бухгалтерской отчетности……………………………………………..5
1.1 Определение бухгалтерской отчетности ………………….…………….5
1.2 Общие положения, виды бухгалтерской отчетности и общие требования, предъявляемые к ней……………………………..………….…6
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности……….…………..……….…15
2 Основные формы отчетности………………………….…………………..….....17
2.1 Характеристика основных форм отчетности………………….……….18
2.2 Назначение бухгалтерской отчетности ………………………………..22
3 Учетная политика как необходимая составляющая бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

бухгалтерского баланса (форма № 1);

отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

отчета об изменении капитала (форма № 3);

отчета о движении денежных средств (форма № 4);

приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

отчета о целевом использовании средств (форма № 6);

пояснительной записки

и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Можно выделить четыре варианта формирования отчетности:

1) упрощенный - для субъектов малого  предпринимательства;

2) стандартный - для средних и  крупных организаций;

3) множественный - для крупнейших, осуществляющих несколько видов  деятельности, организаций;

4) по МСФО - для организаций с  необходимостью привлечения капитала (включая иностранный), в том числе  для открытых акционерных обществ, акции которых котируются на фондовом рынке.

Состав отчетности российских организаций приближен к соответствующим требованиям МСФО.

    

 

2.1  Характеристики основных  форм отчетности

 

         Отчетность – система взаимосвязанных показателей бухгалтерского учета, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период времени.

         Отчетность  составляется на основании данных  всех видов текущего учета  – бухгалтерского, статистического  и оперативного и потому обеспечивает  возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности предприятия. Она является завершающим этапом учетной работы. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы предприятия, а также для проведения экономического анализа на самом предприятии. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

         Отчетность  может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут содержать таких оборотов, которых не было в текущих отчетных записях. Между бухгалтерским учетом и отчетностью необходима такая связь, при которой получаемые в учете итоговые данные входят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.

         Предприятия  составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ по единой форме. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам и в целом по народному хозяйству. Состав, содержание, требования и методологию составления бухгалтерской отчетности предприятия регламентирует ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Отчеты предприятий подразделяются по трем основным признакам: по объему сведений, включаемых в отчеты; целям, для которых составляются отчеты; периодам, охватываемым отчетностью.

По объему содержащихся в отчетах сведений различают частную и общую отчетность.

 Частная отчетность включает информацию о работе предприятия на одном участке его деятельности.

Общая характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом.

По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении предприятия. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, по этому ее называют «публичной».

Внутренняя вызывается потребностью самого предприятия. В зависимости от периода отчетность подразделяется на текущую и годовую.

Периодическая (текущая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Периодические отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, еженедельную, месячную, квартальную, полугодовую и за 9 месяцев.

Годовой отчет составляется по окончании года. Он представляется собственникам, налоговой инспекции, органам государственного управления. Срок представления годового отчета – до 1 апреля следующего за отчетным года, квартального – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

Квартальная бухгалтерская отчетность состоит из баланса организации (ф. № 1) и отчета о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2).

Начиная с отчета за 9 месяцев 1995 г. отчет ф. № 2 дополнен разделом 3 "Движение денежных средств", в котором показываются остатки денежных средств на начало года, поступление (от реализации товаров, работ, услуг, прочего имущества, от внереализационных операций, безвозмездно, из банка), выбытие (на приобретение товаров, оплату работ, услуг, оплату труда, выплату дивидендов, процентов, финансовые вложения, сдано в банк) и остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Особое внимание уделяется в отчете наличному обороту, для которого введена дополнительная графа. Справочно требуется приведение данных о поступлении наличных с применением контрольно-кассовых аппаратов и бланков строгой отчетности.

Сведения в отчете представляются в валюте РФ. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому виду, а затем производится перерасчет по курсу Центрального банка РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. В настоящее время ф. № 2 отчета включает разделы:

1. Финансовые результаты.

2. Использование прибыли.

3. Движение денежных средств. Годовая  бухгалтерская отчетность включает:

  • типовые формы: бухгалтерский баланс (ф. № 1); (Приложение 1)
  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5); (Приложение 2)
  • отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2);
  • справка к отчету о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2);
  • специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
  • пояснительную записку к годовому отчету (за исключением субъектов малого предпринимательства);
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с законодательством она подлежит аудиту.

         Содержание  типовых форм бухгалтерской отчетности  и порядок их заполнения изложены в Приложениях 1 и 2 приказа Минфина РФ от 19 октября 1995 г. № 115, а рекомендации по составлению пояснительной записки к годовому отчету – в Приложении 3 того же приказа (4).

         В соответствии  с данными рекомендациями в  пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации, основные ее показатели, факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годового бухгалтерского отчета и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

         При изменении  вступительного баланса на начало  года в пояснительной записке  объясняются причины изменений.

         В пояснительной  записке должны быть раскрыты  избранные при формировании учетной  политики способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения в учетной политике и их последствия в стоимостном выражении.

         Головная  организация, имеющая дочерние и  зависимые общества, в пояснительной  записке приводит сведения об  их наличии, месте нахождения, наименовании и виде деятельности.

         В основных  показателях деятельности организации могут быть приведены характеристика отдельных видов имущества, динамика и причины их изменений, влияние этих изменений на финансовые показатели.

При оценке финансового состояния организации на краткосрочную перспективу приводятся показатели оценки структуры баланса и платежеспособности (текущей платежеспособности, восстановления и утраты платежеспособности, обеспеченности собственными оборотными средствами), а на длительную перспективу – характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и т. п.

         Целесообразно  в пояснительной записке привести  также показатели деловой активности  организации (широта рынков сбыта продукции, репутация организации, показатели эффективности использования ресурсов, степень выполнения плановых заданий и др.), ближайшую и отдаленную перспективу.

         Малые предприятия  вправе представлять бухгалтерскую  отчетность по упрощенной процедуре  и формам отчетности.

         В состав  годового бухгалтерского отчета  малого предприятия разрешается  включать только ф. № 1 "Бухгалтерский баланс" и ф. № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании". Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется. 

 

2.2  Назначение бухгалтерской  отчетности

 

Бухгалтерская отчетность организации служит основным источником информации о ее деятельности, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о  совершенных или запланированных хозяйственных операциях и результатах хозяйственной деятельности. Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства. Каждый человек – предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. То же относится к современному менеджменту хозяйствующего субъекта, который  должен обеспечивать прибыль на вложенный капитал, чтобы удовлетворить пожелания учредителей (собственников). Современный менеджмент должен зарабатывать деньги (прибыль) для учредителей (собственников) с помощью хозяйствующего субъекта, то есть обеспечить такую прибыль на вложенный капитал, которую учредители могли бы изъять без ущерба текущей деятельности (финансового положения) организации. Но одновременно менеджмент обязан стоять на охране источника дохода хозяйствующего субъекта, то есть сохранить, по меньшей мере, номинальный капитал хозяйствующего субъекта, чтобы в будущем можно было с его помощью зарабатывать деньги (прибыль).

Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства – цель заработка (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала – на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственный капитале уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели заработка (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности  - важного инструмента рыночных отношений.

На законодательном уровне практически во всех странах действует норма обязательности составления бухгалтерской отчетности, чтобы обеспечить многочисленных пользователей нужной им информацией о том или ином субъекте рынка (организации). Кроме того, нормативно регулируемая бухгалтерская отчетность выполняет и другую очень важную роль. Государство через нее обеспечивает единство толкования правовых норм для самых различных субъектов рынка и соблюдения ими общеустановленных принципов (правил) ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Эта функция бухгалтерской отчетности нашла отражение как в законе «О бухгалтерском учете», так и в изданных на его основе нормативных актах по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Значительное место указанной функции бухгалтерской отчетности отведено в Международных стандартах финансовой отчетности.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность:

оценить финансовое  положение потенциальных партнеров;

принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;

избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;

оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;

правильно построить отношения с заказчиками;

учесть возможные риски предпринимательства и т.д.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными показателями как для оперативного управления (включая принятие многих решений в процессе управления для обеспечения двух указанных выше основных целей предпринимательства), так и для контроля сохранности своего имущества.

Информация о работе Сущность, назначение и виды отчетности