Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:17, курсовая работа
Кризис разразился в полную силу почти на всем мировом экономическом пространстве. Без преувеличения можно сказать, что в той или иной мере затронуты практически все российские предприятия и финансовые институты. Как никогда менеджмент российских компаний заинтересован в дополнительных новых источниках финансирования, в том числе и зарубежных, для обеспечения финансирования в целях сохранения стабильности компаний, их дальнейшего роста и развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Требования, предъявляемые к показателям бухгалтерской отчетности в соответствии с РПБУ и МСФО…………………………………………………..7
2. Способы подготовки отчетности по МСФО, сравнительная оценка РСБУ и МСФО……………………………………………………………….14
3. Методика оценки финансовой отчетности в соответствии с РПБУ и МСФО…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы…………………………………………...28
В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
В табл. 3 состав отчетности по РСБУ приведен в соответствие с нормативными актами Минфина России. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" предусматривает следующий состав бухгалтерской отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительная записка.
Таблица 3 Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству
МСФО | РСБУ |
Отчет о финансовой позиции | Бухгалтерский баланс (форма N 1) |
Отчет о комплексной прибыли и убытках | Отчет о прибылях и убытках (форма N 2) |
Отчет об изменении собственного капитала | Отчет об изменениях капитала (форма N 3) |
Отчет о движении денежных средств | Отчет о движении денежных средств (форма N 4) |
| Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) |
| Отчет о целевом использовании полученныхсредств (форма N 6) |
Учетная политика и примечания к отчетности | Пояснительная записка |
| Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту |
Следуя логике Федерального закона, отчет об изменениях капитала и отчет о движениях денежных средств являются приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Необходимо отметить различие в терминологии стандартов: международные стандарты - это стандарты финансовой отчетности, в то время как в РСБУ отчетность называется бухгалтерской. Следует особо подчеркнуть обязательность заявления о соответствии МСФО. Отчетность считается соответствующей МСФО, если она подготовлена в соответствии со всеми стандартами и интерпретациями. Соответствие МСФО означает, что отчетность удовлетворяет всем требованиям каждого применимого стандарта. И наоборот, невозможно сделать заявление о том, что финансовая отчетность соответствует МСФО, если имеются какие-либо существенные отступления от стандартов и интерпретаций в отношении учета и раскрытия информации. Соответствие отчетности национальным стандартам, противоречащим МСФО, а также раскрытие отклонений от требований МСФО в учетной политике и включение в отчетность соответствующих пояснений не считаются оправданием отклонений от требований МСФО. Международные стандарты предусматривают, что в исключительных случаях отступление от требований МСФО может оказаться необходимым. Это возможно, когда применение международных стандартов может привести к искажению информации об отдельных хозяйственных операциях. В этом случае примечания должны содержать следующие обоснования:
- мнение руководства компании о необходимости отклонений от МСФО;
- подробное объяснение причины, по которой применение этих стандартов может привести к искажению отчетности;
- описание правил, предписанных МСФО, и фактически использованной схемы учета;
- оценка влияния данного отклонения на элементы отчетности и величину денежных потоков для каждого периода, представленного в отчетности.
Знание всех фактов отклонений от МСФО позволяет пользователю составить собственное мнение об отчетности и подсчитать сумму поправок, необходимых для приведения отчетности в соответствие с МСФО.
Следует отметить также, что МСФО требуют достаточно жесткого подхода к выбору учетной политики и устанавливают серьезные ограничения на ее пересмотр. Специальный стандарт МСФО (IAS) 8 определяет правила, на которые компания должна ориентироваться в вопросе изменения учетной политики. При отсутствии четко сформулированных требований для отражения отдельных операций или событий руководство компании разрабатывает учетную политику, которая обеспечит содержание более надежной и уместной информации, необходимой пользователям для принятия решений, достоверно отражающей финансовое положение, результаты деятельности и экономическую суть операций (а не их юридическую форму). Для достижения этой цели необходимо ориентироваться на требования, принятые в отношении сходных операций или событий, и принципы МСФО. В качестве вспомогательных правил допускается использовать общепринятые отраслевые методики и передовую практику в той мере, в которой их требования не противоречат МСФО.
Таким образом, несмотря на устранение ряда различий между принципами МСФО и РСБУ, наблюдается достаточно объемный список существующих расхождений в подходах и принципах каждой из систем, не позволяющий избежать значительной по объему и содержанию работы по перекладке отчетности из российских стандартов в международные. Отчетность, составленная по МСФО и РСБУ, по-прежнему различается во многих своих существенных аспектах.
2. Способы подготовки отчетности по МСФО, сравнительная оценка РСБУ и МСФО
Существует два основных способа подготовки отчетности по международным стандартам:
- трансформация данных отчетности по РСБУ в МСФО;
- параллельное ведение финансового учета по РСБУ и МСФО.
Трансформация представляет собой процесс перекладки российской финансовой отчетности в отчетность по международным стандартам путем необходимых корректировок. Путь трансформации обычно обходится дешевле и по временным, и по финансовым показателям.
Параллельное ведение учета по международным стандартам заключается в отражении в учете по МСФО каждой хозяйственной операции. При наличии значительного количества операций ведение параллельного учета технически возможно с помощью дорогостоящей системы автоматизации.
Выбор способа подготовки отчетности по МСФО обычно обусловлен предполагаемыми целями, которые преследует предприятие при составлении отчетности. Чем шире предполагает руководство использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и составления бюджетов и прогнозов, финансового анализа, оценки бизнеса), тем больше компании склоняются к системе параллельного ведения учета.
Перечень действующих различий между требованиями МСФО и РСБУ при кажущихся похожих формулировках велик. Рассмотрим лишь принципы двух систем учета по МСФО и РСБУ, которые влекут за собой непреодолимые на сегодняшний день расхождения как в составе, так и в показателях финансовой отчетности, составленной по российским и международным стандартам.
Несмотря на большое количество сходных вариантов учетных политик, разрешенных в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих "схожих" учетных политик часто базируется на различных основополагающих принципах, теориях, целях и базисах оценки. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленными различными конечными целями использования финансовой информации, содержащейся в отчетах.
Так, финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, готовится главным образом для действительных и потенциальных инвесторов и финансовых институтов. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются фискальные органы, органы государственного управления и статистики. Эти группы пользователей имеют различные интересы и различные потребности в информации, поэтому принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, исторически развивались в различных направлениях.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" декларирует в качестве цели бухгалтерского учета в России формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой, с одной стороны, внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, участникам и собственникам организации, с другой стороны, внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. В условиях рыночной экономики эта цель трактуется более широко. Внимание акцентируется на том, что отчетность должна прежде всего отвечать интересам ее внутренних и внешних заинтересованных пользователей для принятия решений. Несомненно, признание данных целей является значительным шагом в сторону сближения с МСФО. Но, несмотря на это, на практике составители отчетности часто преследуют иные цели, прежде всего фискальные.
Так, одним из принципов МСФО является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО для правильного отражения операций или событий в отчетности следует рассмотреть вопрос, соответствует ли содержание операции или события тому, каким оно представляется на основании их юридической формы. В соответствии с РСБУ операции, как правило, учитываются строго в соответствии с их юридической формой. Например, при отсутствии надлежащей документации для списания основных средств нет оснований для их списания с баланса, несмотря на то что руководству известно о том, какие объекты более не существуют. Пока документы на списание не будут оформлены, такие основные средства продолжают отражаться в качестве активов в балансе организации.
Другим главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Одно из основополагающих допущений МСФО предписывает следовать концепции соотнесения, согласно которой затраты отражаются в том же периоде, что и соответствующие доходы, а в российской системе учета затраты отражаются не раньше того, как будут выполнены определенные требования в отношении документации. Жесткая привязка к документам часто не позволяет российским предприятиям отразить все операции, относящиеся к определенному периоду, отразить все понесенные в периоде затраты. Эта разница приводит к различиям в периоде отражения операций.
В России принципы бухгалтерского учета сформулированы в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в Положениях по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008) и "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике (далее - Концепция). На практике существуют значительные сложности с реализацией продекларированных принципов. Это главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени.
Рассматривая различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ (табл. 1), можно сделать следующие выводы:
- основными задачами бухгалтерского учета в РСБУ, согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете", являются формирование полной и достоверной информации в отчетности, обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением норм законодательства, и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;
- в российской практике присутствуют допущения имущественной обособленности организации, последовательности применения учетной политики. В качестве основополагающих допущений они не предусмотрены МСФО;
- в российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;
- структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование). Собственно принципы РСБУ не представлены в каком-либо одном нормативном документе и не структурированы;
- имеются различия в терминологии.
Таблица 1 Сравнение принципов подготовки финансовой отчетности в МСФО и РСБУ
МСФО | РСБУ | Источник в РСБУ | Примечания |
I. Основополагающие допущения | |||
1. Метод начислений | Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности | Концепция, п. 4.1. ПБУ 1/2008, п. 5 | В МСФО используетсятермин "метод начислений", в российской практикеон используется в налоговом законодательстве |
2. Непрерывность деятельности | Допущение непрерывности деятельности организации | Концепция, п. 4.1. ПБУ 1/2008, п. 5. Федеральный закон "О бухгалтерскомучете", п. 3 ст. 8 | В отличие от МСФО, в Концепции не раскрывается необходимость использования и раскрытия другой основы составления отчетности в том случае, если предприятие не отвечает требованиюнепрерывности деятельности |
- | Допущение последовательностиприменения учетной политики | Концепция, п. 4.1. ПБУ 1/2008, п. 5. ПБУ 4/99, п. 9 | В МСФО в Принципах данное допущение отсутствует, последовательность применения учетных политик требуется МСФО (IAS) 8 "Учетные политики, изменения бухгалтерских оценок, исправлениеошибок" |
- | Допущение имущественной обособленности организации | Концепция, п. 4.1. ПБУ 1/2008, п. 5. Федеральный закон "О бухгалтерскомучете", п. 2 ст. 8 | В МСФО данное допущение отсутствует |
II. Качественные характеристики финансовой отчетности | |||
1. Понятность | - | - | В РСБУ требование отсутствует |
2. Уместность | Уместность | Концепция, п. 6.2.1 | В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно |
2.1. Уместность по характеру | Содержание | Концепция, п. 6.2.1 | Существенных различий нет |
2.2. Уместность по существенности | Существенность | Концепция, п. 6.2.1 | В Приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н"О формах бухгалтерской отчетности" существенной может признаваться сумма в 5% от общего итога |
3. Надежность | Надежность | Концепция, п. 6.3 | В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно |
3.1. Правдивое представление | Объективное отражение | Концепция, п. 6.3.1 | Существенных различий нет |
3.2. Приоритет содержания над формой | Приоритет содержания над формой | Концепция, п. 6.3.2. ПБУ 1/2008, п. 6 | Существенных различий нет |
3.3. Нейтральность | Нейтральность | Концепция, п. 6.3.3. ПБУ 4/99, п. 7 | В Концепции данное требование не распространяется наотчеты специальногоназначения |
3.4. Осмотрительность | Осмотрительность | Концепция, п. 6.3.4. ПБУ 1/2008, п. 6 | Существенных различий нет |
3.5. Полнота | Полнота | Концепция, п. 6.3.5. ПБУ 1/2008, п. 6. ПБУ 4/99, п. 6 | Существенных различий нет |
4. Сопоставимость | Сравнимость | Концепция, п. 6.4. ПБУ 4/99, п. 33 | Существенных различий нет |
- | Непротиворечивость | ПБУ 1/2008, п. 6 | МСФО не содержит требования непротиворечивости,что объясняется отчасти тем, что МСФО регулирует именно вопросы отчетности, в РСБУ (системе бухгалтерского учета) требуется тождество данных аналитического учета оборота и остатка по счетам синтетического учета на отчетную дату |
III. Ограничения уместности и надежности информации | |||
1. Своевременность | Своевременность | Концепция, п. 6.5.1. ПБУ 1/2008, п. 6 | В ПБУ данное ограничение сформулировано как требование, а не как возможный компромисс между уместностью и надежностью информации |
2. Баланс между выгодами и затратами | Баланс между выгодами и затратами, рациональность | Концепция, п. 6.5.2 | Данное ограничение в ПБУ 1/2008 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто |
3. Баланс между качественными характеристиками | Баланс между качественными характеристиками, рациональность (согласно ПБУ) | Концепция, п. 6.5.3 | Данное ограничение в ПБУ 1/2008 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто |