4. Документальное оформление
движения МПЗ
В процессе осуществления
своей деятельности предприятия
приобретают у сторонних организаций
материалы для производства своей
продукции, иное имущество. Также организация
может продавать сторонним организациям
свои товары или продукцию, выполнять
для них работы или оказывать услуги в
зависимости от вида деятельности, которым
она занимается. В первом случае организация
выступает покупателем, во втором – поставщиком.
Организация является покупателем |
Организация является поставщиком |
оформляются платежные
документы |
оформляются сопроводительные
документы |
товары поступают с
сопроводительными документами поставщика
(основание для составления первичных
учетных документов на товары и их принятия
к учету) |
поступают платежные документы
от покупателя |
все перечисленные документы
в совокупности являются основанием
для оформления первичных учетных документов,
отражающих реализацию (продажу) товаров
организации |
ведется книга покупок
(для регистрации выставленных поставщиками
счетов-фактур для возмещения НДС) |
ведется книга продаж (для
регистрации выданных покупателям
счетов-фактур) |
Приобретение или продажа
любого имущества осуществляется на
основании различного рода договоров
(договор купли-продажи, договор
поставки и др.)
Договор купли-продажи –
договор, согласно которому одна сторона
(продавец) обязуется передать вещь (товар)
в собственность другой стороне (покупателю),
а покупатель обязуется принять этот товар
и уплатить за него определенную денежную
сумму (цену).
Договор поставки – договор,
согласно которому поставщик (продавец),
осуществляющий предпринимательскую
деятельность, обязуется передать в
обусловленный срок или сроки производимые
или закупаемые им товары покупателю для
использования в предпринимательской
деятельности или в иных целях, не связанных
с личным, семейным, домашним и иным подобным
пользованием.
Основные
документы
- Счет – документ (ф. № 868), выдаваемый поставщиком покупателю для подтверждения платежа и суммы платежа за определенные товары (работы, услуги), перечисленные в счете.
- Счет-фактура – основной документ, служащий основанием для принятия уплаченных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, установленном законодательством. Является первичным учетным документом для целей налогового учета. Составляется в 2-х экземплярах поставщиком при продаже товаров, оригинал передается покупателю. При реализации товаров выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.
- Доверенность – первичный учетный документ установленной формы, применяемый для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении ТМЦ, отпускаемых поставщиком по договору (наряду, счету, заказу, соглашению или другому документу). Формы № М-2 или № М-2а (получение материалов носит массовый характер).
- Накладная – учетный документ установленной формы, применяемый для учета поступления или отпуска ТМЦ. Формы накладных зависят от способа получения ТМЦ:
- обычные накладные (ф. № М-2),
- товарные накладные (форма № ТОРГ-12),
- товарно-транспортные накладные (ф. № 1-Т) и др.
Составляется на основании
данных счета, счета-фактуры и накладной
ф. № М-2.
Поступление
материалов
При поступлении материалов
на склад проверяется в соответствии
их фактического наличия данным документам
поставщика. На складе составляются следующие
формы документов:
- Приходный ордер (ф. № М-4) составляется при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными. Может иметь вид штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.
- Акт о приемке материалов (ф. № М-7) оформляется на материальные ценности, поступившие без платежных документов (неотфактурованные поставки), а также в случае расхождения поступивших ТМЦ с данными сопроводительных документов поставщика: акт составляется комиссией с обязательным участием представителя поставщика или незаинтересованной стороны. Составляется в 2-х экземплярах: 1-ый – в бухгалтерию, 2-ой – в специальную службу, которая выдает претензии поставщикам.
- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) составляется при принятии к учету материалов, оставшихся от списания зданий и сооружений.
Движение
материалов
Учет движения материалов,
находящихся на хранении в складах
(кладовых) организации и подразделений,
ведется на карточках учета материалов.
- Карточка учета материалов (ф. № М-17) – ведется по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и др. отличительным признакам (сортовой учет). Заполняются на каждый номенклатурный номер материала на основании первичных приходных документов (ф. № М-4) в день совершения операции.
Внутреннее
перемещение (расход) материалов
Расход материалов со склада:
- Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) выписывается на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производимому заказу.
- Требование-накладная (ф. № М-11) используется для однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды.
- Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15).
Документы по
учету результатов инвентаризации
материалов
Для оформления результатов
инвентаризации применяются:
- Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3).
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-19).
5. Порядок учета МПЗ при их использовании
в производственном процессе
Способы оценки
МПЗ при отпуске в производство
Способы оценки МПЗ при
отпуске в производство (кроме
средств труда, включаемых в состав материалов,
товаров, учитываемых по продажной стоимости):
- по себестоимости каждой единицы – драгоценные металлы, камни;
- по средней себестоимости по определенному виду или группе запасов, исчисляется:
остаток на начало
отчетного периода + поступившие за
отчетный период |
количество |
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ – ФИФО, способ предполагает, что статьи запасов, закупленные первыми будут проданы первыми и соответственно статьи, остающиеся в запасе в конце периода были позже всего приобретены или произведены (по себестоимости первых по времени закупок). Применяется правило: первая партия на приход, первая в расход. Это означает, что независимо от того какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, <span class="Font_0020Style12__Char" style=" font-family: 'Calibri', 'Arial';
fo