Учетная политика экономического субъекта и ее влияние на бухгалтерскую отчетность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого документа как учетная политика предприятия. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами, также в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава1 Основные понятия учетной политики
Понятие учетной политики…………………………………………......4
Нормативное регулирование……………………………………………5
Сущность учетной политики и факторы, влияющие на ее выбор……9
Формирование учетной политики организации,………………………12
Изменение учетной политики……………………………………..……14
Последствия изменения учетной политики……………………………21
Бухгалтерская отчетность организации………………………………..22
Глава 2 Выбор учетной политики и способы ведения бухгалтерского учета
2.1 Выбор способа ведения б/у…………………………………………….33
2.2 Выбор вариантов по начислению амортизации по основным средствам…………………………………………………………………….42
2.3 Ведение бухгалтерского и налогового учета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения………………..44
Заключение……………………………………………………………..53
Список используемой литературы……………………………………54
Приложение…………………………………………………….………55
Практическая часть…………………………………………………….60

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 865.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

По  дисциплине: 

«Бухгалтерский учет» 

на тему:

«Учетная политика экономического субъекта и ее влияние на бухгалтерскую отчетность организации» 

                Выполнила:

                студентка 3 курса,

                дневного  отделения,

                специальности «Финансы и кредит»  

                Руководитель:     

Нижний  Новгород

2009 г. 

Содержание

       Введение…………………………………………………………………3

       Глава1 Основные понятия учетной политики

    1. Понятие учетной политики…………………………………………......4
    2. Нормативное регулирование……………………………………………5
    3. Сущность учетной политики и факторы, влияющие на ее выбор……9
    4. Формирование учетной политики организации,………………………12
    5. Изменение учетной политики……………………………………..……14
    6. Последствия изменения учетной политики……………………………21
    7. Бухгалтерская отчетность организации………………………………..22

       Глава 2 Выбор учетной политики и способы ведения бухгалтерского учета

2.1 Выбор  способа ведения б/у…………………………………………….33

2.2 Выбор  вариантов по начислению амортизации  по основным        средствам…………………………………………………………………….42

2.3 Ведение  бухгалтерского и налогового  учета организациями, применяющими  упрощенную систему налогообложения………………..44

        Заключение……………………………………………………………..53

        Список используемой литературы……………………………………54

        Приложение…………………………………………………….………55

        Практическая часть…………………………………………………….60 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данная  курсовая работа посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете такого документа как учетная политика предприятия. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при постоянном изменении налогового законодательства, учетная политика является первейшим средством защиты интересов предприятии перед налоговыми органами, также в современных экономических условиях происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Необходимость изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике определило мой выбор данной темы курсовой работы. Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия своим приказом или распоряжением. Экономический смысл учетной политики организации сводится к обеспечению формирования и отражения в учете оптимальных финансовых результатов ее деятельности. Каждое предприятие должно иметь свою выбранную учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то целью данной работы является: представление понятия «учетная политика», раскрытие её сущности и значимости, а также определение содержания учетной политики.

 

     Глава 1. Основные понятия учетной политики

    1. Понятие учетной политики

     В бухгалтерском учете под учетной  политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения  бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика – один из важных вопросов организации бухгалтерского учета, правильное оформление которого способствует достоверному определению финансового результата и требует правильного оформления, полного раскрытия в финансовой отчетности. Разрабатывая методы и принципы учетной политики, предприятия должны учитывать ее влияние на суммы признанных расходов или доходов, финансовые результаты. Как правило, учетная политика, сформированная предприятием, уточняет моменты признания расходов и способствует представлению достоверной финансовой информации. Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

     Последствия принятия учетной политики очень  важны для внутренней жизни организации  и, следовательно, учетная политика является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц. Учетная политика предоставляет возможность законного способа корректировки финансового результата и налогооблагаемой прибыли.

     Впервые официальный термин «учетная политика»  в РФ введен в 1992г. (на основе МСФО). В  настоящее время формирование учетной  политики определяет ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008г.

      1.2 Нормативное регулирование  1

     Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 № 129-ФЗ установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители организаций. В то же время ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю. Организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Однако это отнюдь не означает, что организации действительно совершенно свободны в установлении правил ведения бухгалтерского учета.

     Основные  требования к организации и ведению бухгалтерского учета сформулированы непосредственно в Законе № 129-ФЗ, а также положениях по бухгалтерскому учету, утвержденных приказами Минфина России, методических указаниях по бухгалтерскому учету; Плане счетов бухгалтерского учета, указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Далеко не все хозяйствующие субъекты вынуждены в своей повседневной деятельности руководствоваться всеми перечисленными документами. Это обусловлено разными отраслями, сферами деятельности, масштабами производства и даже степенью публичности организации.

     Ограничив круг рассматриваемых организаций, исключив бюджетные, кредитные, страховые организации, всю совокупность перечисленных нормативных документов условно подразделим на несколько групп по приоритетности и частоте использования (а значит, и необходимой степени проработки в организациях):

     группа 1 – документы, касающиеся абсолютного большинства организаций и объектов, имеющихся практически во всех организациях; группа 2 – документы, касающиеся объектов и операций, возникающих у значительного числа различных организаций при наличии определенных условий; группа 3 – документы специфической направленности и узкого круга применения.

     Группа 1 включает в себя Закон № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, "Бухгалтерская отчетность организации" и  "Учетная политика организации", "Учет материально-производственных запасов", "Учет основных средств", соответствующие Методические указания по бухгалтерскому учету указанных активов и Методические указания по бухгалтерскому учету специнструмента, приспособлений, оборудования и одежды (как дополняющие и конкретизирующие нормы указанных ПБУ), "Доходы организации", "Расходы организации", "Учет расчетов по налогу на прибыль". Все перечисленные документы заслуживают самого пристального внимания и тщательного изучения всеми организациями, и не только в целях составления учетной политики. Сюда же можно отнести также "События после отчетной даты" и "Условные факты хозяйственной деятельности". Однако, как показывает практика, российские организации часто не только не используют возможности, которые предоставляют им эти положения, но также не выполняют их обязательных требований. Вызвано это, скорее всего, сложностью восприятия этих документов и отсутствием конкретных и четких указаний, так как указанные положения аппелируют преимущественно к профессиональному суждению бухгалтеров и других специалистов организации, требуют оценки вероятности наступления рассматриваемых событий.

       К группе 2 можно отнести  "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", "Учет финансовых вложений". Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число организаций выступает в качестве инвесторов в силу потребности в создании, расширении и усовершенствовании производственных мощностей, осуществляет не только инвестиционную, но и текущую деятельность с привлечением заемных средств, командирует своих работников в другие государства (в том числе страны СНГ), что требует отражения расходов, понесенных в иностранной валюте, участвует в обращении ценных бумаг и других финансовых вложений. Поэтому указанные нормативные документы заслуживают пристального внимания не только при формировании учетной политики организации, хотя на первый взгляд они кажутся узкоспециальными. К данной группе целесообразно отнести также "Информация по сегментам". На практике ПБУ 12/2000 применяет крайне незначительное количество организаций, обычно это – крупные компании и группы организаций, отчетность которых (в том числе и консолидированная) является по-настоящему публичной и вызывает интерес у огромного числа пользователей. Практическое значение, полезность информации по сегментам пока еще не оценены как внешними пользователями отчетности, так и самими организациями. К этой же группе можно отнести Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Хотя этот нормативный документ регламентирует исключительно порядок составления и представления сводной (консолидированной) отчетности группы взаимосвязанных организаций, он заслуживает пристального внимания при формировании учетной политики как материнской компании, так и ее дочерних обществ. Это важно в контексте вышеуказанных особенностей учетной политики, положения которой применяются для составления консолидированной отчетности. Кроме того, недостаток внимания к этому документу обусловлен тем, что далеко не все организации, обязанные составлять консолидированную отчетность, делают это на практике. Как правило, это связано с отсутствием реальных пользователей такой отчетности (исключение – упомянутые крупные компании).

     К группе 3 можно отнести ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", 14/2000 "Учет нематериальных активов", 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы", 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" и т. п. Это вызвано тем, что на практике у организаций редко появляются объекты, подпадающие под действие указанных ПБУ согласно данным в них определениям и ограничениям, а не общему смыслу соответствующих понятий: нематериальные активы, НИОКР, договоры об участии в совместной деятельности, государственная помощь. В ряде случаев бухгалтеров смущает, что в ПБУ как бы отсутствуют упоминания о бухгалтерском учете, а речь идет "только" о раскрытии информации в отчетности, однако для раскрытия информации ее надо где-то собрать (обособленно учесть). Применительно к ПБУ 16/02 ситуация аналогична ситуации с ПБУ 7/98, 8/01 и 12/2000 – практическое значение, полезность информации по прекращаемой деятельности не оценены по достоинству. Кроме того, указанное ПБУ предполагает применение экспертных оценок специалистов. Особое место в данной группе должны занимать ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" и Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Отнесение их к данной группе обусловлено исключительно дополнительным ограничением, наложенным на область их применения, – отчетность только акционерных обществ и их сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность.  

Информация о работе Учетная политика экономического субъекта и ее влияние на бухгалтерскую отчетность организации