Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, контрольная работа
Целью данной работы является по нормативным и литературным источникам изучить исчисление, удержание и уплату НДФЛ в бюджет.
Основные задачи курсовой работы:
1. Изучить объект налогообложения, налоговую базу и применение налоговых ставок по НДФЛ.
2. Определить, кто является налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
3. Выявить проблемы связанные с исчислением НДФЛ и контролем по его удержанию.
4. Рассмотреть пути решения проблем, связанных с исчислением налога на доходы физических лиц.
Введение
1. Основные понятия налога на доходы физических лиц
1.1 Объекты, налогоплательщики, налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
2. ПРОБЛЕМЫ, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения
2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения
2.2 Изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Следовательно, если одна и та же организация выплачивает налогоплательщику три вида доходов, облагаемых по разным ставкам, то должны отдельно исчисляться три налоговые базы.
При этом налоговая база по доходам, облагаемым по общей налоговой ставке, уменьшается на суммы предусмотренных вычетов.
Налоговая база = Доход- Вычеты при ставке 13% (1)
Так, в п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ установлено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии со ст.ст. 218-221 Налогового кодекса РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
В случае, когда сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы указанных доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
На следующий налоговый период возникшая разница не переносится, за исключением имущественного вычета по суммам, израсходованным на новое строительство или приобретение жилого дома или квартиры.
При применении налоговых вычетов необходимо учитывать, что запрет на перенесение невоспользованной части этих вычетов касается только налогового периода в целом. Согласно ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Следовательно, запрет на перенос суммы превышений налоговых вычетов над доходами применяется в том случае, когда принимаются все доходы и все вычеты за календарный год.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (налоговая ставка по дивидендам или специальная налоговая ставка), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом никакие налоговые вычеты не применяются.
Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены следующие налоговые ставки:
- общая налоговая ставка в размере 13%;
- налоговая ставка по дивидендам 9%;
- налоговая ставка по ипотечным операциям 9%;
- налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
- специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Имеются различия при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц:
1) налоговыми агентами;
2) предпринимателями и лицами, приравненными к ним;
3) физическими лицами.
Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля исчисленной налоговой базы.[5]
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, полученных по каждому виду дохода, облагаемому по разным налоговым ставкам.
При выдаче налоговыми агентами физическим лицам справки о доходах и удержанных суммах налога должны быть учтены все виды доходов.
Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. До тех пор, пока в соответствии со ст. 223 Налогового кодекса РФ не наступила дата получения дохода, доход считается неполученным и налогообложению не подлежит.
При исчислении налога предусмотрены следующие правила округления. Так, сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
Порядок исчисления и уплаты налога налоговыми агентами установлен ст. 226, 230 и 231 Налогового кодекса РФ.
Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами являются:
1) российские организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
4) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
5) обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Исчисление сумм налога осуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложению доходов налогоплательщика, источником которых является данный налоговый агент, за исключением отдельных доходов, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты не исчисляют и не удерживают налог с доходов, по которым предусмотрен иной порядок уплаты, а именно:
а) по доходам, налог с которых уплачивается предпринимателями и приравненными к ним лицам (ст. 227 Налогового кодекса РФ);
б) по доходам, налог с которых уплачивается непосредственно физическими лицами (ст. 228 Налогового кодекса РФ);
в) по доходам от операций с ценными бумагами (ст. 214.1 Налогового кодекса РФ).
Организация при приобретении ценных бумаг у физических лиц не является налоговым агентом по отношению к данным физическим лицам.[6]
Разъяснение, что индивидуальный предприниматель, оказывающий посреднические услуги по продаже недвижимости, не является налоговым агентом по отношению к физическим лицам, поручившим ему продать имущество, содержится в письме Минфина РФ от 21.04.2008 № 03-04-05-01/127.
Также организация не признается налоговым агентом в отношении дохода, выплаченного физическим лицам при покупке у них лома цветных металлов (письмо Минфина РФ от 12.03.2008 № 03-04-06-01/55).
Каждый налоговый агент производит исчисление суммы налога без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
Исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей налоговой ставке 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
При этом под начисленными доходами следует понимать только те доходы, дата получения которых в соответствии со ст. 223 Налогового кодекса РФ относится к соответствующему периоду.
Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по специальным налоговым ставкам, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Дата фактической выплаты дохода определяется по правилам ст. 223 Налогового кодекса РФ как дата фактического получения дохода.
В связи с этим, например, неправомерно удерживать налог непосредственно при составлении ведомости на выплату дивидендов акционерам, т.е. до даты фактического получения налогоплательщиками дохода.
При этом главным является то, что удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом только за счет денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы такой выплаты.
Следовательно, если выплата дохода осуществляется не денежными средствами, а например, в натуральной форме или в виде материальной выгоды, то удержание налога налоговым агентом не производится. Этот случай рассматривается как невозможность удержания налога.
В случае невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В отношении налога на доходы физических лиц невозможностью удержания считаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Для этих целей налоговым агентам необходимо вести самостоятельный учет сумм предполагаемого в течение 12 месяцев дохода по каждому налогоплательщику.
Если же планируемый доход в течение 12 месяцев со дня, когда должно было произойти удержание налога, позволит удержать неудержанный налог, то сообщение в налоговый орган не делается.
Несмотря на такое сообщение, налоговые агенты при появлении первой возможности осуществляют удержание налога. Так, согласно п. 2 ст. 231 Налогового кодекса РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.
Излишне удержанные с налогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату. При этом необходимо отметить, что в зависимости от причины излишнего удержания налога возврат может осуществляться:
- налоговым агентом;
- налоговым органом.
По общему правилу, согласно ст. 231 Налогового кодекса РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
Следовательно, для возврата налоговым агентом излишне удержанного налога налогоплательщик должен представить заявление на возврат. По общему правилу, определенному п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, заявление должно быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.
По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 29.05.2007 № 03-04-06-01/163, налоговый агент может не только вернуть налогоплательщику излишне удержанный НДФЛ, но и зачесть его в счет будущих платежей НДФЛ по доходам этого налогоплательщика. При этом норма п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ при наличии заявления налогоплательщика такую возможность не оговаривает.
В письме от 22.02.2008 № 03-04-06-01/41 Минфин РФ указал, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность возврата излишне удержанного налоговым агентом НДФЛ за счет удерживаемого налога по другим физическим лицам.
Излишне удержанные суммы налога возвращаются налогоплательщику налоговым органом, если излишнее взыскание сумм налога по итогам календарного года произошло в результате неприменения или неправильного применения стандартных налоговых вычетов. Так, согласно п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.
Срок уплаты удержанного налога зависит от способа выдачи дохода.
Так, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога:
1) не позднее дня:
- фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;
- фактического перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
2) не позднее дня:
- следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода для доходов, выплачиваемых в денежной форме;
Данный случай необходимо отличать от первого, когда денежные средства получаются (перечисляются) со счета налогового агента в банке. В этом случае доход также выплачивается в денежной форме. Однако при этом денежные средства были получены не из банка, а по иным основаниям (например, наличная выручка).
- следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога на доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Налог, исчисленный и удержанный налоговым агентом, у налогоплательщиков уплачивается по месту его учета в налоговом органе.
Следует отметить, что налоговое законодательство не запрещает налоговому агенту перечислять исчисленный НДФЛ в бюджет ранее дня фактической выплаты дохода, поэтому доначисление налога и пени указанные действия не повлекут.
Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В п. 8 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено правило минимальной суммы, когда сумма налога не перечисляется в бюджет, а добавляется к сумме налога, исчисленной в следующем месяце. Так, если совокупная сумма налога, подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет, превышает 100 рублей, то она перечисляется в бюджет в общем порядке. Если совокупная сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
В соответствии с п. 9 ст. 226 Налогового кодекса РФ запрещается уплата налога за счет средств налоговых агентов. В связи с этим, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Информация о работе Уплата налога на доход физических лиц в бюджет