Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, контрольная работа
Целью данной работы является по нормативным и литературным источникам изучить исчисление, удержание и уплату НДФЛ в бюджет.
Основные задачи курсовой работы:
1. Изучить объект налогообложения, налоговую базу и применение налоговых ставок по НДФЛ.
2. Определить, кто является налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
3. Выявить проблемы связанные с исчислением НДФЛ и контролем по его удержанию.
4. Рассмотреть пути решения проблем, связанных с исчислением налога на доходы физических лиц.
Введение
1. Основные понятия налога на доходы физических лиц
1.1 Объекты, налогоплательщики, налоговая база, ставки налога на доходы физических лиц
1.2 Порядок взимания налога на доходы физических лиц
2. ПРОБЛЕМЫ, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения
2.1 Проблемы, связанные с исчислением налога на доходы физических лиц и контролем уплаты его в бюджет и пути их решения
2.2 Изменения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Кроме того, по поводу заявления о предоставлении вычетов (имея в виду вычет в отношении самого налогоплательщика) ФАС ПО в Постановлении от 11.10.2007 № А65-21847/2006-СА1-19 отметил: из смысла п. 3 ст. 218 НК РФ следует, что наличие такого письменного заявления налогоплательщика является обязательным лишь в случае, когда у него имеются несколько источников доходов и он вправе выбрать одного из налоговых агентов. Правда, ранее этот же суд отстаивал противоположную точку зрения (Постановление от 18.07.2006 № А12-19174/05-С60). Он посчитал, что отсутствие письменных заявлений работников о предоставлении им стандартных налоговых вычетов не позволяет сделать вывод о правомерности применения налоговым агентом налоговых вычетов и правильности исчисления сумм НДФЛ.
Налоговым агентам вряд ли стоит рисковать в этой ситуации, ведь собрать заявления с трудоустраивающихся работников совсем не трудно. При этом необязательно брать эти заявления ежегодно. НК РФ не содержит такого требования - сказано в Постановлении ФАС СЗО от 13.05.2008 №А56-10929/2007. Кроме того, судьи сослались на Письмо Минфина России от 27.04.2006 №03-05-01-04/105, где разъяснено, что до изменения у налогоплательщика права на тот или иной стандартный налоговый вычет возможно «бессрочное» заявление, которое будет являться основанием для применения стандартных налоговых вычетов в течение нескольких лет.
Налоговые вычеты на ребенка продлеваются и после достижения им 18 лет, то есть совершеннолетия. Это возможно, если ребенок, которому еще не исполнилось 24 лет, становится учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом, курсантом. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, право на вычет имеют наравне с родителями опекуны и попечители. После того как он станет совершеннолетним, они теряют право на вычет в любом случае (см. Письмо Минфина России от 24.01.2008 № 03-04-05-01/9). Это связано с тем, что законодательство не предусматривает продолжения опекунства и попечительства над совершеннолетними, достигшими 18 лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. 145 Семейного кодекса РФ, в частности, опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет), а попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Несмотря на то что бывший попечитель может продолжать фактически опекунствовать над ребенком после того, как тому исполнилось 18 лет, в связи с отсутствием у него доходов или их малой величиной, юридически это никак не может быть оформлено.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется. А если в какой-то месяц он оказался равен точно 20 000 руб. с начала года? В Письме от 28.04.2007 № 03-04-06-01/134 Минфин без колебаний отвечает, что вычет должен быть предоставлен за каждый месяц налогового периода, включая месяц, в котором у работника исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода доход составил (не превышая) 20 000 руб. В последующие месяцы налогового периода он не применяется.
Аналогично такому порядку стандартный налоговый вычет в размере 600 руб., установленный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется в отношении детей вплоть до получения налогоплательщиком дохода в размере 40 000 руб., исчисленного нарастающим итогом.
С 01.01.2009 налоговый вычет на ребенка будет предоставляться в размере 1000 руб. в месяц. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, не применяется. Предел, до которого предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ), также повышен до 40 000 руб.
2.2 Изменения налогового законодательства по НДФЛ
С 1 января 2007 года вступают в силу несколько поправок в главу 23 Налогового кодекса. В частности, увеличен размер предоставляемых социальных вычетов на обучение и лечение, расширен перечень лиц, имеющих право на имущественный вычет. Стремясь избавить бухгалтеров от двойной работы, законодатели установили и новый порядок определения статуса налогового резидента. Однако за общим положительным эффектом упомянутых изменений в новых правилах все же скрываются и довольно существенные недостатки.
До недавнего времени налоговым резидентом признавалось лицо, которое находится на территории России не менее 183 дней в календарном году. В соответствии с этой формулировкой срок пребывания физического лица в стране нужно было рассчитать за каждый налоговый период ( календарный год) отдельно. Основная проблема заключалась в том, что с окончанием календарного года прерывался и период, который брали для определения резидентства. Так, даже если лицо пребывало на территории России в общей сложности 273 дня, но с 1 августа 2005 года по 1 мая 2006, то НДФЛ с него удерживался все равно по ставке 30 процентов. Ведь на 31 декабря каждого года период пребывания работника на территории нашей страны составлял менее 183 дней. Закон от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ изменил понятие налоговый резидент. В общем, сама формулировка осталась почти прежней, но кардинально новым стало ее значение. Теперь резидентами считаются физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Пример. В ООО « Трек» с 5 сентября 2006 года работает иностранный гражданин. Период его фактического нахождения на территории России начинается также с 5 сентября 2006 года. В 2006 году продолжительность его пребывания в России составит 118 дней( с 5 сентября 2006 года по 31 декабря 2006года). Следовательно, в 2006 году он не будет являться налоговым резидентом. НДФЛ с его доходов бухгалтер должен удерживать по ставке 30%. В 2007 году иностранец приобретет статус налогового резидента, когда общая продолжительность его пребывания в России составит 183 дней. Это произойдет 5 марта 2007 года. Следовательно, с этого момента бухгалтер может использовать ставку 13% при начислении и удерживании НДФЛ с доходов данного сотрудника. Кроме того, он должен пересчитать удержанный по ставке 30% налог с начала 2007 года.
По новым правилам, срок считается не прерванным, если работник уедет за границу на период не более полугода для лечения или учебы. Впрочем, не прерывается период нахождения на территории России лица и в том случае, если оно направляется в командировку. Однако тут возникают сложности для тех сотрудников, чья работа связана с необходимостью частых краткосрочных выездов за границу. Ведь «постоянный резидентский режим» установлен лишь для российских военнослужащих и сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления независимо от срока пребывания их на территории России. Остальным же гражданам, как ни крути, придется скрупулезно высчитывать дни командировки.
Проблема заключается в том, что Налоговым кодексом не установлен период, за который нужно брать 12 месяцев для определения резиденства. Следующая ситуация возникает и в отношении с теми сотрудниками, которые на начало календарного года являлись резидентами России, а затем утратили право на такой статус. Ведь может оказаться, что по состоянию на май 2007 года работник уже несколько месяцев является резидентом и налог удерживался соответственно по ставке 13%. В июне он увольняется и уезжает за рубеж. При расчете НДФЛ по итогам года выходит, что в течение налогового периода лицо находилось в России менее 183 дней, а следовательно, налог должен быть удержан по ставке 30%. В принципе, можно направить в инспекцию письмо, в котором следует уведомить контролеров о невозможности удержать налог. Однако это надо сделать в течение месяца с того момента, как у фирмы возникла обязанность пересчитать НДФЛ. Да и санкций со стороны налоговиков все равно вряд ли удастся избежать.
Реформация так же коснулась вычетов на учебу и лечение. С 2007 года максимальная сумма вычета, на которую смогут рассчитывать студенты составит 50 000 рублей. В прошлом году физические лица имели право получать вычет на обучение в размере не более 38 000 рублей. Социальный вычет предоставляют налоговые органы на основании письменного заявления гражданина при подаче налоговой декларации. Вмести с декларацией физическому лицу необходимо подать и копии документов, подтверждающих расходы( квитанция об оплате, оформленная на самого гражданина, договор с учебным заведением). Социальный вычет на лечение увеличился до тех же 50 000 рублей. Однако эксперты журнала «Расчет» отмечает, что фактически размер льготы может оказаться намного меньше существующих тридцати восьми. Дело в том, что в пятидесятитысячный лимит придется включать суммы страховых взносов, уплаченных по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату услуг по лечению. В 2006 году такого требования в Налоговом кодексе не было.
До недавнего времени по непонятым причинам для целей налогообложения НДФЛ комната не относилась к недвижимости. Этот абсурд законодатели исправили, внеся соответствующую поправку в ст. 220 Налогового кодекса. Так, с 1 января 2007 года имущественный налоговый вычет до 1 000 000 будет предоставляться россиянам не только при покупке квартиры, дома, дачи и долей в них, но и комнаты как самостоятельного объекта права. Продавец же комнаты, если он владел ею более трех лет, сможет претендовать на вычет в сумме, полученной от продажи. Если комната находилась в собственности менее трех лет, то размер вычета будет ограничен 1 000 000 рублей. Воспользоваться правом на вычет могут только те, кто купит или продаст комнату после 1 января 2007 года.
Заключение
В большинстве случаев налогоплательщики - физические лица не занимаются исчислением и уплатой НДФЛ в бюджет - за них это делают налоговые агенты (те, кто является источником дохода, чаще всего - работодатели) (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Но в некоторых ситуациях исчислить и заплатить налог обязаны сами налогоплательщики. Такие требования установлены НК РФ и касаются:
- отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 227 НК РФ);
- отдельных видов доходов, при получении которых НДФЛ нужно исчислить и заплатить самим налогоплательщикам (ст. ст. 214, 214.1, 228 НК РФ).
Сумму НДФЛ необходимо исчислить по итогам налогового периода. Общие правила ее исчисления установлены в ст. 225 НК РФ.
Итак, для расчета НДФЛ необходимо:
1. По итогам налогового периода определить все доходы, которые облагаются НДФЛ и признаются полученными в этом налоговом периоде (п. 3 ст. 225, ст. ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ).
2. Определить, какие из указанных доходов облагаются по ставке 13%, какие - по ставке 9%, какие - по ставке 30%, какие - по ставке 35% (ст. 224 НК РФ).
3. Определить налоговую базу (или налоговые базы, если были получены доходы, которые облагаются по разным ставкам НДФЛ).
Сделать это нужно так:
- налоговую базу по доходам, облагаемым по одной ставке (например, по ставке 13%) нужно определять суммарно;
- налоговые базы по доходам, которые облагаются НДФЛ по разным ставкам, нужно определять отдельно (п. 2 ст. 210 НК РФ).
4. Исчислить сумму налога с каждой налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ):
Необходимо помнить, что налоговая база по НДФЛ представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика. А если доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13% - то денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).
5. Округлить исчисленные суммы НДФЛ до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма в размере 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ).
6. Сложить суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определить общую сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ).
Общую сумму НДФЛ, необходимо указать в налоговой декларации.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве. // СПС «Консультант+».
4. Приказ МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год. // СПС «Консультант+».
5. Приказ ФНС РФ от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц.// СПС «Консультант+».
6. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230 Об определении статуса налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц. // СПС «Консультант+».
7. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 23.07.2007 №03-04-06-01/258 Об определении статуса налогового резидента по налогу на доходы физических лиц. // СПС «Консультант+».
8. Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 24.04.2008 №03-04-06-01/104 Об определении статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц.// СПС «Консультант+».
9. Левадная, Т.Ю. Комментарий к Главе 23 Налог на доходы физических лиц Налогового кодекса Российской Федерации /Т.Ю. Левадная //Налоговый вестник, 2008, № 2, 35с.
10. Казаков, Е.С. Стандартные вычеты, нестандартные ситуации/ Е.С.Казаков//Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2008, № 20, 28с.
11. Смирнов, И.Е. Новые изменения в шесть глав НК РФ/ И.Е. Смирнов //Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании, 2007, № 4, 60с.
12. Фомичева, Л.П. Масштабные изменения налогового кодекса РФ/ Л.П.Фомичева //Закон, 2007, № 9, 41с.
[1] Письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-04-05-01/230, п.3 Об определении состава налогоплательщиков по налогоу на доходы физических лиц //СПС « Консультант +»
[2] Письмо Минфина РФ от 23.07.2007 №03-04-06-01/258,п.1 Об определении статуса налогового резидента по налогу на доходы физических лиц // СПС «Консультант +»
[3] Семейный кодекс РФ ст.2, п.1
[4] Там же, ст.14
[5] Налоговый кодекс РФ ст.225, п.1
[6] Письмо Минфина РФ от 24.04.2008 № 03-04-06-01/104, п. 3 Об определении статуса налогового агента по налогу на доходы физических лиц // СПС « Консультант +»
Информация о работе Уплата налога на доход физических лиц в бюджет