Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:13, реферат
В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.
Хорошо составленный план должен быть достаточно гибким, т. е. позволять менеджерам использовать непредвиденные обстоятельства в пользу своей компании. Ни в коем случае контроль не означает, что менеджеры не могут в некоторой степени отступать от намеченного плана в отдельных ситуациях для достижения более высоких результатов.
Обратная связь: связь
между планированием и
Обратная связь является связующим звеном между планированием и контролем; она позволяет менеджерам организации отслеживать, каким образом реализуется исполнение управленческого решения; на основе собранных и проанализированных фактических данных делать выводы относительно принятия и реализации будущих решений. Обратная связь может вести к изменениям целей организации, изменению процесса реализации управленческого решения, изменению объема и набора информации, необходимой для прогнозирования ситуации на рынке, и т. д. Специалисты управленческого учета играют ключевую роль в процессе обратной связи, соединяющей планирование и контроль. Далее мы рассмотрим это более подробно.
Функции бухгалтера в сфере управленческого учета
Ведение управленческого учета включает три основные функции — подготовку информации для принятия проблемных решений, ведение счетов, ориентацию менеджеров на отклонения.
Подготовка информации для
принятия проблемных решений — сравнительный
анализ возможных решений, анализ альтернативных
вариантов и определение
Ведение счетов — сбор данных и составление отчетности для всех уровней управления по периодам и доведение этих сведений до всех уровней руководства. Например, в DSN — это учет данных об объеме продаж, закупках газетной бумаги, платежах.
Ориентация менеджеров на
отклонения — информационная поддержка
менеджеров в управлении по отклонениям.
Данная функция связана с
Бухгалтеры выполняют эти функции на всех стадиях принятия управленческих решений. На стадии планирования наиболее важна первая функция — подготовка информации для принятия проблемных решений. Рассмотрим решение DSN из сферы планирования — увеличить доходы от основной деятельности за счет повышения платы за рекламу. Бухгалтеру следует собрать статистическую информацию о колебаниях цен на размещение рекламы в DSN и последовавших за ними изменениях в полученных суммах доходов, а также информацию о ценах на рекламу, установленных другими газетами. Информация должна быть тщательно проанализирована, и на основе проведенного анализа менеджер должен определить, какое именно решение в данной ситуации является наиболее эффективным, т. е. приведет к желаемому для DSN результату — увеличению доходов от рекламы.
На стадии контроля большее значение имеют две другие функции — ведение счетов, а также ориентация менеджеров на отклонения. На данной стадии по каналам обратной связи информация вновь поступает к менеджеру. Примером функции ведения счетов в DSN может служить система учета, в которой регистрируются и учитываются данные о полученных доходах от размещения рекламы. Примером второй функции является аналитический отчет о снижении фактической выручки от размещения рекламы в газете в разрезе рекламодателей, снизивших объемы заказов на размещение рекламы или вовсе снявших заказы после объявленного повышения цен. Внимание менеджеров должно быть направлено на этих рекламодателей, им следует задуматься о том, какие меры можно предпринять, чтобы вернуть интерес потерянных клиентов к публикации рекламы именно в DSN.
Менеджеры постоянно находятся в процессе принятия решений. Информация, собранная на стадии контроля, как правило, используется при планировании. В связи с тем что планирование и контроль находятся между собой в постоянном взаимодействии, специалистами по управленческому учету могут выполняться во взаимосвязи все три основные функции.
Менеджеры работают с информацией, предоставляемой им бухгалтерами, и, таким образом, являются как бы клиентами-потребителями их продукции. Бухгалтеры при подготовке информации должны исходить из интересов менеджеров. Например, группа, занимающаяся управленческим учетом в компании Johnson & Johnson, производителе потребительских товаров, имеет девизы: «Быть лучшими» и «Восхищаться своими клиентами». Успех управленческого учета зависит от того, улучшаются ли результаты управленческих решений из-за получения менеджерами бухгалтерской информации. В компании Nortel, занимающейся телекоммуникациями, менеджеры участвуют в аттестации работников, занимающихся учетом. Таким образом, менеджеры и бухгалтеры работают в непосредственном взаимодействии, оказывая друг другу немалую поддержку.
Цепочка ценностей
Одинаково важную роль при планировании и контроле процессов хозяйственной деятельности играют как менеджеры, так и бухгалтеры по управленческому учету. Процессы в ходе хозяйственной деятельности протекают в определенной последовательности, составляя как бы цепь операций или событий, на каждой стадии которой продукт или услуга приобретает дополнительную полезность и стоимость. С учетом последовательности процессов и добавления стоимости на каждом из них и появился термин «цепочка ценностей». Понятие «ценность» мы используем, потому что полезность товара или услуги на каждом этапе увеличивается, соответственно увеличивается и ценность данного продукта для потребителя. Бухгалтеры, работающие в группах управленческого учета, обеспечивают информационную поддержку принятия управленческих решений в ходе каждого процесса.
Исследование и развитие — возникновение идеи относительно нового продукта, услуги или технологического процесса, проведение экспериментальных работ. В фирме Sony этот процесс включает поиск альтернативных путей телевизионной передачи данных (например, цифровая связь) и путей достижения желаемой формы экрана, обеспечивающей наилучшее качество изображения.
Разработка товара, услуги или технологического процесса — детальное планирование и проектирование продукта, услуги или технологического процесса. В фирме Sony на этом этапе определяется общее количество комплектующих изделий для телевизора, а также анализируется влияние на величину производственных затрат альтернативных моделей новых разработок.
Производство — приобретение и переработка материальных ресурсов, необходимых для производства товара или предоставления услуги. Производственный процесс в фирме Sony включает в себя приобретение и сборку электронных компонентов, а также упаковку готовой продукции.
Маркетинг — стадия бизнес-процесса, на которой компании занимаются продвижением своей продукции и ее продажей. Для продвижения своих телевизоров Sony устраивает торговые презентации в розничных магазинах, а также активно использует рекламу на телевидении и в средствах массовой информации.
Сбыт — доведение товаров или услуг до потребителя. Данный процесс в фирме Sony включает в себя продажу продукции через розничные магазины, доставку по каталогам и т. д.
Послепродажное обслуживание — послепродажный сервис в Sony включает в себя гарантию осуществления ремонта за счет фирмы в случае поломки телевизора в течение гарантийного срока, а также телефонную линию, по которой покупатель может получить ответы на все интересующие его вопросы у квалифицированных специалистов.
Стоит отметить, что каждый
процесс цепочки ценностей
Высшее руководство компании отвечает за формирование стратегии развития предприятия, и эта ответственность распространяется на всю цепочку ценностей.
Повышение значимости систем
управленческого учета в
Система управленческого учета должна быть ориентирована на проблемы, с которыми могут столкнуться менеджеры в своей практической деятельности. Управленческий учет играет ключевую роль, помогая менеджерам сосредоточить внимание на этих четырех моментах.
Ориентация на потребителя. Потребители являются основой успеха организации. Количество организаций, внимание которых сосредоточено на их покупателях, достаточно велико и постоянно увеличивается. Например, компания ABB (Asea Brown Bovery) — мировой производитель продукции промышленного назначения — придает особую важность этому фактору.
Ориентация на потребителя — основной принцип, которым мы руководствуемся в нашем бизнесе. Это та составляющая, которая постоянно побуждает нас задавать самим себе вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы приумножить ценность товара для потребителя?» Исходя из ответа на этот вопрос планируются наши дальнейшие действия.
Проблема, с которой сталкиваются менеджеры, заключается в определении оптимального объема ресурсов, которые необходимо вложить, чтобы удовлетворить запросы покупателей. При выполнении этого условия они перейдут в категорию постоянных покупателей и дополнительно могут привлечь своих знакомых. Более подробно тема будет обсуждаться в гл. 13, а в гл. 16 рассмотрен анализ рентабельности покупателей.
Ориентация на ключевые факторы успеха. Совокупность этих факторов оказывает непосредственное воздействие на экономическую жизнеспособность организации. Это следующие факторы:
Затраты. Организация должна
постоянно рассматривать
Качество. Потребители ожидают
получить товар с высоким уровнем
качества; на сегодняшний день они
гораздо менее терпимо
Время. Фактор времени включает в себя множество компонентов. К наиболее важным из них можно отнести: время, затраченное на развитие нового продукта и его выход на рынок; скорость, с которой организация откликается на запросы потребителей и рынка; соблюдение сроков поставки продукции и др.
Инновации. На сегодняшний
день общепризнанным фактом является
необходимость
Менеджеры компании к тому
же обязаны следить не только за
эффективностью работы собственной
организации, но отслеживать ситуацию
на рынке и действия конкурентов,
так как последние могут
Эти вопросы будут освещаться более подробно в последующих главах. В частности, гл. 5 посвящена использованию метода пооперационного калькулирования (АВС или «АВ-костинг»); гл. 12 — калькулированию по заданным параметрам; гл. 13 — взаимосвязи между нововведениями в деятельности организации и удовлетворением покупателей; и гл. 19 — затратам на качество, «узким» местам и периоду времени осуществления производства.
Непрерывное развитие. Непрерывный
процесс совершенствования
путешествие, не имеющее конца;
если вы не идете вперед, вы идете назад.
Для достижения единой цели — сохранения конкурентоспособного положения на рынке — компании, работающие в различных отраслях, акцентируют свое внимание на различных факторах. Например, авиакомпания ищет пути увеличения доли рейсов, прибывающих вовремя, в общем объеме своих рейсов. Для интернет-компании наиболее важным является фактор предоставления своим пользователям доступа в сеть без сбоев и задержек; для компании Sumitomo Electric Industries, японского производителя электрических проводов и кабелей, внимание фокусируется на факторе снижения затрат на производство и т. д.
Более подробно эта тема будет рассмотрена в гл. 6 при описании кайзен-бюджетов, в гл. 7, посвященной процессу постоянного совершенствования на основе метода «стандарт-кост» и в гл. 10 в подпункте «кривая квалификации».
Анализ цепочки ценностей
и цепочки поставок. Эта тема подразумевает
собой два взаимосвязанных
факт, что каждый из процессов хозяйственной деятельности организации вносит существенный вклад в ценность и стоимость продукта;
интеграцию и координацию усилий на всем протяжении бизнес-процессов организации.
Под цепочкой поставок понимается поток товаров, услуг и информации, проходящий от начального звена (начального производителя) до конечного (конечного потребителя). В качестве примера рассмотрим цепочку поставок компаний, производящих безалкогольные напитки, — Coca-Cola и Pepsi-Cola. Многие компании принимают участие в процессе создания данного продукта, прежде чем он достигает конечного потребителя. В процессе управления затратами особое внимание уделяется интеграции и координации действий всех звеньев цепочки, т. е. всех компаний и подразделений, задействованных в этом процессе. Более подробно данные вопросы описаны в гл. 7, посвященной анализу отклонений, в гл. 12 — калькуляции по заданным параметрам и в гл. 20, посвященной концепции «точно в срок» и анализу цепочки поставок.
Информация о работе Управленческий учет и проблемы классификации затрат