Управление банком в период реструктуризации и реорганизации

Автор: k***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Достижение поставленной цели осуществлялось автором путем решения следующих взаимосвязанных исследовательских задач:
1) изучение теоретико-методологических аспектов проблемы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
2) выявление основных мероприятий по восстановлению финансового положения кредитной организации в период реорганизации и реструктуризации;
3) Анализ и формирование целей и выбор механизмов антикризисного управления кредитными организациями по предупреждению несостоятельности (банкротства).

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по банковскому  менеджменту

на тему:

«Управление банком в период реструктуризации и  реорганизации» 
 

Научный руководитель:

к.э.н. доц  Лужнова 

Выполнил  студент 5 курса

Группы  5-ФК-4

Смирнов Е.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

 

     Введение 

     В новейшей истории развития российского  банковского сектора 2008 год стал одним из самых сложных. В первом полугодии 2008г., несмотря на нестабильность международных финансовых рынков, банковский сектор демонстрировал в целом достаточно высокие темпы роста основных показателей. С сентября под воздействием углубляющегося глобального кризиса, усиления оттока капитала с формирующихся рынков и падения цен на экспортные товары состояние российского финансового рынка стал определять кризис доверия. Российский фондовый рынок, как и рынки других стран, испытал масштабное снижение котировок, у ряда кредитных организаций возникли проблемы с ликвидностью и исполнением текущих обязательств, напряженная ситуация сложилась на межбанковском рынке.

     Обеспокоенность вкладчиков привела к существенному  оттоку вкладов населения.

     Результатом всех указанных обстоятельств стала  серьезная угроза устойчивости российской банковской системы, что определяет актуальность выбранной темы курсовой работы. Развитие кризисных явлений могло реально привести к панике вкладчиков и клиентов банков, серьезным сбоям в работе платежной системы и опасности перерастания кризисных явлений в системный социально - экономический кризис.

     Правительство Российской Федерации и Банк России приняли ряд оперативных масштабных мер, направленных на укрепление устойчивости банковского сектора, прежде всего поддержку его ликвидности.

     Предметом исследования являются отдельные положения  законодательства, посредством которых осуществляется правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

     Достижение  поставленной цели осуществлялось автором  путем решения следующих взаимосвязанных  исследовательских задач:

     1) изучение теоретико-методологических аспектов проблемы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;

     2) выявление основных мероприятий  по восстановлению финансового  положения кредитной организации  в период реорганизации и реструктуризации;

     3) Анализ и формирование целей  и выбор механизмов антикризисного управления кредитными организациями по предупреждению несостоятельности (банкротства).

 

      Глава 1. Понятия реорганизации и  реструктуризации. Закондательное регулирование. 

Реструктуризация

В дословном  переводе с английского – это  перестройка структуры чего-либо. Чаще всего реструктуризация применяется для совершенствования системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

Основной  причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.

Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ.

С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно, собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости.

По мнению российских специалистов, реструктуризация базируется на трех основных принципах: освоении технологий менеджмента и вовлечении всех внутренних резервов, постановке стратегического маркетинга, активном использовании инноваций, пригодных для их практического применения в условиях кризисного положения дел на предприятии.

Другим  принципиальным вопросом является определение временного интервала, в рамках которого будут производиться качественные изменения в структуре фирмы. Здесь, как известно, возможны два подхода: или мгновенная ломка старой и быстрое построение новой системы, или эволюционная перестройка существующей структуры в направлении ее качественного изменения. Западные специалисты придерживаются иного мнения. Они считают, что реструктуризацию необходимо проводить поэтапно, в таком случае риск потери управляемости предприятия значительно меньше, чем в случае революционной перестройки структуры компании.

Практический  опыт России, например, показывает, что  успеха в реструктуризации можно  достичь и при перескакивании в этом процессе через определенные этапы, причем желаемые результаты могут  быть достигнуты значительно быстрее, чем при первом подходе, хотя это и будет требовать воистину героических усилий. В этом случае риск потери управляемости существенно выше.

По словам экспертов, многие компании в Украине  уже несколько лет находятся  в состоянии перманентной трансформации. Собственно говоря, все эти сложности могли бы быть спрогнозированы. Так, например, вероятность того, что относительно небольшим компаниям-одиночкам удастся в ближайшие пять-десять лет остаться «на плаву» на отраслевых рынках не велика, крупные компании буквально подминают под себя своих младших братьев.

Реорганизация

Еще один способ «преобразования» компании –  реорганизация. Сегодня многие крупные  организации сталкиваются с тем, что управление большим количеством  подразделений не позволяет динамично реагировать на изменения рынка, привлекать инвесторов и оптимизировать бизнес-процессы предприятия.

Выходом из сложившейся ситуации может стать  передача некоторых видов бизнеса  на аутсорсинг и выделение самостоятельных  юридических лиц. Для реализации проекта реорганизации необходимо сформировать проектную команду, в которую войдут специалисты по недвижимости, по управлению и организации производства, представители финансово-экономических служб, юристы.

Реорганизация деятельности предприятий проводится на основе анализа и моделирования бизнес-процессов. При этом предприятие рассматривается как сложная бизнес-система, имеющая направления деятельности, иерархию целей, организационную структуру, текущее состояние, и функционирующая на основе определенного множества бизнес-процессов.

Задачей реорганизации является перевод  предприятия в некоторое целевое  состояние, характеризующееся, как  правило, качественно более высоким  уровнем организации работы за счет повышения эффективности бизнес-процессов, создания организационной структуры, направленной на поддержку выполнения бизнес-процессов, создания информационной системы поддержки выполнения бизнес-процессов.

Способом  решения поставленной задачи является детальное описание, всесторонний анализ, моделирование бизнес-процессов, оценка их эффективности.

В рамках разработки проекта реорганизации  проводится функциональное и информационное обследование предприятия, во время  которого происходит планирование дальнейшей работы. Определяются задачи и цели реорганизации в зависимости от приоритетов компании и показателей ее развития. Проанализировав миссию предприятия на рынке и формально соизмерив организационные моменты бизнеса и имеющиеся показатели эффективности, согласовываются цели проекта и конечный результат. Для того чтобы правильно оценить эффективность предлагаемых решений проводится расчет значений выделенных ранее показателей эффективности бизнес-процессов. Затем соизмеряется соответствие моделей "как должно быть" и их сопоставление с значениями, полученными для моделей "как есть", анализируются различия. Чаще всего разработка поэтапного плана реорганизации и проекта корпоративной информационной системы включают в себя и расчет окупаемости инвестиций, что позволяет спланировать сумму затрат на реорганизацию.

Можно выделить несколько этапов, которые  являются обязательными для любого предприятия, находящегося в стадии реорганизации.

  1. Создание образа «желаемого будущего» — того, к чему должна стремиться организация. Формирование этого образа важно совместить с организацией так называемой «стартовой площадки». В ее рамках специалисты советуют приступить к формированию комплексной аналитической группы как одной из первых управленческих команд, способной давать квалифицированные прогнозы развития ситуации в организации и вокруг нее, имеющей возможность накапливать и оперативно обрабатывать необходимую информацию для достоверности своих выводов. Зачастую, в обязанности аналитической группы входит установление «диагноза» ситуации на предприятии, разработка схемы преодоления вероятного сопротивления, выбор метода работы, организация помощи внешних консультантов.
  2. Планирование процесса реорганизации. На этом этапе необходимо показать пути перехода от существующей ситуации к «желаемому будущему». В этот период перераспределяются приоритеты в деятельности организации, принимаются решения о важности и своевременности задач, разрабатывается стратегия эффективного функционирования кадровых программ обеспечения реорганизации.
  3. Начало изменений. Начало организационных изменений целесообразно закрепить, например, созданием экспериментального участка. Наиболее важно создание конкурентной среды для персонала предприятия. Конкуренция даст возможность выявить сотрудников, способных включиться в реорганизацию в активной позиции: разработчика, лидера, организатора. Существенное внимание руководство должно уделить тому, чтобы оградить процессы стратегического изменения от конфликтов с текущими делами.
  4. Поддержка реорганизации. Необходимость включения в реорганизацию все большего числа сотрудников предприятия. Для того, чтобы максимально расширить реорганизацию необходимо наладить обучение персонала, привлечь экспертов к принятию решений, контролировать совместимость задач с профессиональной компетенцией исполнителей.
  5. Обновление. Организация достигает поставленных целей и живет в соответствии со сформулированным видением. Таким образом, сталкиваясь с необходимостью проведения изменений, следует учитывать ситуацию в организации, время на изменения и особенности персонала. На основании этих данных необходимо выбирать тот способ изменений, который будет адекватен сложившейся ситуации.

Выше  были представлены понятия реорганизации  и реструктуризации в общем виде для многих предприятий и организаций. Далее я укажу на более конкретные варианты, применимые к кредитным организациям (банкам).

Для банка  понятие реорганизации имеет  схожий смысл, цели и задачи. Реорганизация банка - изменение правового положения банка, в результате которого происходит одновременное создание или ликвидация одного либо нескольких кредитных учреждений.

Реорганизация банков регулируется ст. 57Гражданского кодекса РФ и ст. 23.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, если кредитная организация создана в форме акционерного общества. Таким образом, реорганизация происходит в соответствии с законодательством о юридических лицах, но с учетом специфических требований, предъявляемых к банкам.

Существует  пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение одной организации к другой;
  • разделение;
  • выделение организаций;
  • преобразование организации.

Для проведения реорганизации юридического лица необходимо решение его учредителей (для акционерных обществ) или  участников (для обществ с ограниченной ответственностью). Юрлицо считается  реорганизованным с момента внесения соответствующих изменений в  государственный реестр юридических лиц. Права и обязанности организаций переходят к правопреемникам на основании подписываемого передаточного акта.

При этом реорганизация банков имеет  ряд особенностей с учетом необходимости  защиты интересов клиентов и вкладчиков.

Во-первых, кредитная организация обязана  уведомить своих кредиторов в  течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. Информация об этом размещается на официальном  сайте банка. Помимо этого, банк должен направить соответствующее письмо каждому кредитору в отдельности. Либо разместить соответствующее сообщение в двух изданиях, предназначенных для опубликования сведений о госрегистрации юрлиц, нормативных правовых актов местных органов государственной власти.

Информация о работе Управление банком в период реструктуризации и реорганизации