Управление банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:07, контрольная работа

Описание работы

Структура управления банком характеризуется как иерархическая.
Общим руководством деятельностью банка занимается совет директоров
(наблюдательный совет). В него входят учредители банка (частные лица-совладельцы или представители юридических лиц-акционеров), иногда в совет
включают независимых директоров, в роли которых выступают крупные бизнесмены, чиновники, вышедшие в отставку. Считается, что присутствие независимых директоров обеспечивает общественное доверие и повышает профессиональный уровень совета.

Работа содержит 1 файл

Cокольский Лесопромышленный.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

                                Cокольский Лесопромышленный

                                                Техникум. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

                                        Контрольная работа

                                «Основы банковского дела». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       
 

                                                                    Выполнила: студентка

                                                                    Заочного отделения 

                                                                                                                                                                 

                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Управление коммерческим банком. 
 

     Структура  управления банком характеризуется  как иерархическая.

Общим руководством деятельностью банка занимается совет директоров

(наблюдательный  совет). В него входят учредители  банка (частные лица-совладельцы  или представители юридических лиц-акционеров), иногда в совет

включают независимых  директоров, в роли которых выступают  крупные бизнесмены, чиновники, вышедшие в отставку. Считается, что присутствие  независимых директоров обеспечивает общественное доверие и повышает профессиональный уровень совета.

     К  компетенции совета директоров  относят определение приоритетных  направлений деятельности банка,  вопросы, связанные с проведением  общих собраний акционеров, эмиссией акций, выплатой дивидендов, назначением и прекращением полномочий исполнительных органов банка, созданием филиалов и открытием представительств, некоторые другие вопросы. В банке, созданном в форме акционерного общества, совет директоров избирается общим собранием акционеров.

    Руководство текущей деятельностью банка осуществляет обычно единоличный

(президент банка)  или коллегиальный исполнительный  орган (правление).

Исполнительные  органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) банка и  общему собранию акционеров.

    Во  главе правления стоит председатель (если в уставе банка предусмотрено наличие как единоличного, так и коллегиального исполнительных органов, то функции председателя правления исполняет президент банка), у которого может быть несколько заместителей или вице-президентов. В зависимости от банка должности высших руководителей могут называться по- разному, в крупных банках иногда вводят должности первого заместителя председателя правления или старшего вице-президента, должности исполнительных директоров или старших исполнительных директоров.

    Само  по себе название должности  не имеет существенного значения, важно то, какие функции выполняет  тот или иной руководитель. Следовательно,  речь в данном случае должна  идти о функциональном разделении  банковской деятельности.

    В  подчинении высших руководителей находятся различные направления и функциональные блоки. В штатной структуре они могут называться департаментами, управлениями, отделами и группами (в некоторых банках наименование подразделений может быть иным).

    Во  главе этих подразделений находятся менеджеры старшего, среднего и нижнего звена и их заместители, которым, в свою очередь, подчиняются исполнители (различные специалисты, экономисты, бухгалтеры, операционисты, секретари и т.д.), они также могут разделяться на старших, ведущих или главных в зависимости от опыта и квалификации. Столь разветвлённый штат характерен для крупных банков, в которых выполняется большой оббьем операций, в небольших банках структура управления обычно проще, в ней отсутствуют департаменты, заместители, не предусмотрено ранжирование исполнителей и т.п.

   С функциональной  точки зрения в  структуре банка можно выделить следующие подразделения: бухгалтерия, казначейство, канцелярия, клиентские службы, кредитная служба, маркетинговая служба, служба ответственная за международные связи, региональная служба, службы автоматизации, безопасности, внутреннего контроля, по работе с персоналом, управления рисками, учётно-операционные, расчётные и кассовые службы, финансовая, хозяйственные, юридическая службы.

     Бухгалтерия включает отделы обязательной  отчётности (подготовка отчётности  в соответствии с требованиями Банка России), налогообложения, заработной платы, учёта материальных ценностей.

     Подготовка отчётности по международным стандартам финансовой отчётности может быть отнесена к компетенции бухгалтерии или финансовой службы.

     Казначейство включает дилинговые подразделения, в частности, отделы операций на рынке межбанковского кредитования, валютном рынке, фондовом рынке, операций с драгоценными металлами. В состав казначейства могут входить отдел по работе с собственными векселями и депозитными сертификатами, отдел ведения позиции, который может быть частью более крупного подразделения, управляющего ликвидностью. В подразделение, управляющее ликвидностью,  в крупных многофилиальных банках иногда входит подразделение по управлению межфилиальными ресурсами (в зависимости от специфики местного рынка у одного филиала банка могут быть избыточные ресурсы от вкладчиков, а у    другого- повышенный спрос на ресурсы со стороны заёмщиков), грамотное распределение которых позволяет повысить оборачиваемость свободных средств.

   В задачи канцелярии входит организация внутрибанковской  корреспонденции, доведение до сотрудников приказов и распоряжений руководства, приём и отправка внешней корреспонденции, ведение архива. В подчинении у канцелярии находится собственная курьерская служба.

    В  составе клиентской службы различают отделы по работе с крупными частными клиентами, отделы по привлечению депозитов, по работе с пластиковыми картами.

   При выделении  внутри банка направлений по  работе с разными группами  клиентов клиентский блок может  быть представлен подразделениями  по работе с крупными корпоративными  клиентами, субъектами среднего  и малого бизнеса, розничными клиентами.

    Кредитная служба включает подразделения по кредитованию юридических лиц, субъектов малого бизнеса, населения, сюда же могут входить подразделения по оценке бизнеса заёмщиков и залогов, по работе с проблемными кредитами, отдел лизинговых операций.

    Иногда в рамках кредитной службы функционируют подразделения, специализирующиеся на финансирование под уступку дебиторской задолженности (факторинг) или кредитование экспорта путём покупки без оборота на продавца коммерческих векселей (форфетирование).

     Маркетинговая служба занимается исследованием рынка, созданием новых банковских продуктов, разработкой маркетинговых планов, организацией рекламных компаний, отвечают за связи с общественностью.

    Региональная служба, т.е. служба, работающая с региональной сетью (филиалами, операционными и дополнительными офисами, операционными кассами вне кассового узла, кредитно-кассовыми офисами, обменными пунктами), курирует деятельность подразделений банка, функционирующих вне местонахождения основного офиса. В сферу её компетенции входят самые разнообразные задачи, связанные с работой сети, включая подбор помещений, согласование условий их приобретения или аренды, их обустройство, соблюдение единых стандартов оформления и услуг, подготовка и анализ бизнес-планов, контроль и анализ деятельности сети, формирование финансовых планов.

    Служба автоматизации  ответственна за вопросы технического обеспечения банка, организацию телефонной связи и единой внутренней сети. В некоторых банках служба автоматизации занимается также проблемами информационной безопасности.

    К ведению службы безопасности относится охрана помещений и собственности банка. При этом службу безопасности могут входить подразделения, занимающиеся проверкой заёмщиков, работой с проблемными кредитами, информационной безопасностью, а также проверкой сотрудников при приёме на работу. Зачастую служба безопасности подчиняется президенту банка.

    Служба внутреннего контроля отвечает за соблюдение подразделениями банка внутренних инструкций, требований законов и нормативных актов Банка России. При непосредственном участии этой службы проводятся регулярные проверки и ревизии. В случае выявления нарушений к виновным могут применяться санкции, а нарушения подлежат устранению. Служба внутреннего контроля также обычно напрямую подчиняется первому лицу.

    Служба по работе  с персоналом  занимается подбором и наймом сотрудников, изучением рынка труда (уровень оплаты, наполнение социального пакета и т. п.). В крупных банках помимо отдела кадров функционируют подразделения, курирующие вопросы обучения и повышения квалификации собственных работников.

    В службу по управлению рисками входят отделы, занимающиеся кредитными рисками, рыночными рисками. В их задачи входит анализ рыночной конъюнктуры, установка лимитов на контрагентов, на осуществление операций, определение полномочий сотрудников. Служба готовит специальные прогнозы экономического развития отдельных отраслей. Иногда такие аналитические отделы включаются в состав финансовой службы или казначейства, обеспечивая дилеров фундаментальным и техническим анализом рынков. В состав службы может быть включён отдел, занимающийся контролем за легализацией незаконно полученных доходов, так как согласно действующему законодательству банки обязаны предоставлять информацию о подозрительных операциях специальному органу исполнительной власти- Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ - России).

     Сотрудники  операционного и кассового отдела являются, по сути, лицом банка, поскольку взаимоотношения большинства клиентов с банком сводятся к общению с операционистами и кассирами. В их обязанности входит приём платёжных поручений клиентов, открытие расчётных счетов и вкладов, проведение валютообменных операций, выдача и приём наличных денежных средств. Кроме того, в операционной службе предусматривается подразделение, которое занимается валютным контролем, проверяя на соответствие валютному законодательству операций нерезидентов и валютных операций резидентов (российских юридических лиц). Также в обязанности сотрудников операционного подразделения входит оказание услуг по хранению ценностей клиентов в сейфовых ячейках в хранилище банка, где банк держит наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, а также драгоценные металлы. В некоторых крупных банках создаётся собственная служба инкассации, входящая в структуру кассового подразделения или службы безопасности.

    Расчётное подразделение отвечает за проведение безналичных расчётов банка. Здесь обеспечивается зачисление и списание средств клиентов и банка, межфилиальные расчёты, платежи по международным пластиковым картам. В это подразделение входят также отделы и группы, оформляющие операции на рынке межбанковского кредитования, операции с ценными бумагами и драгоценными металлами.

    В финансовую службу включают подразделения, которые занимаются финансовым планированием ( например планируют объём прибыли, показатели по кредитному портфелю, привлечению средств ), бюджетированием ( формируют и контролируют бюджеты расходов отбирают исполнителей по хозяйственным договоры и др. ). В составе финансовой службы предусматривается экономический отдел, который обеспечивает исполнение обязательных нормативов, подразделения по управлению активами и пассивами, ликвидность ( следят  за соблюдением нормативов ликвидности соответствием прихода и ухода денежных средств, поддержанием соответствующей маржи ( разницы ) между стоимостью привлечения и размещения средств банком ).

    В  задачи хозяйственной службы входит обеспечение нормальной работы сотрудников банка. Соответствующий технический персонал отвечает за уборку офисных помещений, ремонт мебели и механизмов. В штате банка могут быть собственные повара, электрики, лифтёры, специалисты по отоплению и вентиляции, разнорабочие. Кроме того, практически у каждого банка имеется собственный автопарк, размер которого может быть довольно внушительным, начиная с представительских автомобилей руководства и заканчивая броневиками инкассаторов.

Информация о работе Управление банком