Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);
Введение
1. Понятие и  особенности административно-правовых  отношений
2. Структура  административно-правовых отношений
3. Юридические  факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых  отношений
Заключение
Список литературы
Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом;
11. Для гражданско-правовых 
отношений характерна 
Возможна и 
ответственность одной стороны 
административно-правового 
2. Структура административного правоотношения
Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные 
граждане и лица без 
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;
- служащие государственных органов и организаций;
- представители общественных объединений;
- органы местного самоуправления
Различают следующие 
виды субъектов административного 
права - индивидуальные и коллективные 
субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, 
иностранцы, лица без гражданства, а 
также лица, хотя и имеющие специальный 
административно-правовой статус, но участвующие 
в административных правоотношениях 
в качестве индивидуума (например, вынужденный 
переселенец, беженец, военнообязанный, 
студент). Коллективными субъектами 
административных правоотношений считаются 
организованные, обособленные, самоуправляемые 
группы людей, которые имеют право 
выступать в отношениях с другими 
субъектами в качестве единого целого 
публично-правового образования (объединения, 
организации, коллективы, предприятия 
и их подразделения, управленческие 
органы). Солдатов А. П., Мельников В. 
А. Административное право Российской 
Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 
2006. - с. 26. Определяющим признаком субъектов 
административно-правовых отношений 
является наличие у них материального 
или процессуального 
1) административная 
правоспособность - способность иметь 
установленные в 
2) административная 
дееспособность - способность лица 
приобретать и осуществлять 
Административная 
правосубъектность у граждан 
России возникает с момента рождения, 
а у государственных органов, 
предприятий, учреждений, общественных 
объединений и других юридических 
лиц - с момента их регистрации 
в установленном порядке. Административная 
правосубъектность у 
Административно-правовые 
отношения возникают при 
3. Юридические факты в административном праве
Юридические факты 
являются основаниями возникновения, 
изменения или прекращения 
Правомерные действия 
всегда соответствуют требованиям 
административно-правовых норм. В качестве 
юридических фактов выступают правомерные 
действия граждан и других возможных 
участников административно-правовых 
отношений. Например, подача гражданином 
жалобы влечет за собой возникновение 
конкретного административного 
правоотношения между ним и исполнительным 
органом (должностным лицом), которому 
жалоба адресуется. Особенностью юридических 
фактов по административному праву 
является то, что основным видом 
правомерных действий служат правовые 
акты субъектов исполнительной власти, 
имеющие индивидуальный, т.е. относящийся 
к конкретному адресату и делу, 
характер. Прямое их юридическое последствие 
- возникновение, изменение или прекращение 
административно-правового 
Это - дисциплинарные 
и административные проступки как 
наиболее характерные для сферы 
государственного управления. Они влекут 
за собой юрисдикционные правоотношения. 
К числу неправомерных 
4. Виды административно-правовых отношений
Виды административно 
правовых отношений различаются 
по содержанию, соотношению прав и 
обязанностей их участников, характеру 
порождающих юридических 
По направлению деятельности выделяются:
- административно-правовые 
отношения органов 
- административно-правовые 
отношения исполнительной 
- административно-правовые 
отношения органов 
- административно-правовые 
внутриорганизационные 
Выделяются также субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами. Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления). Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 113-116. Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям. Существуют следующие две группы административно-правовых отношений:
1) отношения, 
непосредственно выражающие 
2) отношения, 
складывающиеся за рамками 
Названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.
Первая группа 
административно-правовых отношений 
характеризуется в качестве основной, 
так как в данном случае правоотношения 
в максимальной степени причастны 
к упорядочивающему воздействию 
на социальные связи, т.е. к основному 
функциональному назначению управления. 
Они отчетливо выражают присущую 
управлению авторитарность, т.е. приоритет 
воли субъекта управления. Здесь основная 
формула управляющего воздействия 
- «субъект - объект». Это, прежде всего, 
отношения между вышестоящими и 
нижестоящими звеньями механизма реализации 
исполнительной власти, между руководителями 
и подчиненными им по службе административно-
Можно выделить также:
1) внутриорганизационные 
административно-правовые 
2) внешние административно-