Административная ответственность как вид принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время основные нормы, относящиеся к регламентации административной ответственности содержатся в КоАП, в Таможенном кодексе РФ, а также в ряде иных федеральных законодательных актов. В Налоговом кодексе РФ (Общая часть), содержатся составы налоговых правонарушений административно-правового характера. Содержатся такого рода нормы и в других законодательных и подзаконных правовых актах (например, об архитектурной деятельности, об охране различных видов природных ресурсов и т.п.).

Содержание

Введение 3
1 Соотношение административной и юридической ответственности 4
1.1 Понятие административной ответственности 4
1.2 Общие признаки юридической ответственности 5
1.3 Соотношение административной ответственности с другими видами юридической ответственности 6
2 Административная ответственность как вид принуждения 17
3 Освобождение от административной ответственности 19
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

Адм. ответственность как вид юрид. ответственности и адм. принуждения.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

        Нарушение административно-правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

      В числе административно-правовых методов особое место  занимают средства принудительного  характера, которые  составляют институт административного принуждения. В широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в нормах и правилах. Этим мерам характерен внесудебный (подведомственный юрисдикционный) порядок реализации. Меры административного принуждения подразделяются на четыре группы:

  • административно-предупредительные меры, например, проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр вещей, регистрация документов и проверка ручной клади при посадке на самолет;
  • меры административного пресечения, например, проверка на трассе инспектором ГИБДД состояния автомобиля и в случае выявления неисправности, создающей реальную опасность для окружающих запрещается его дальнейшая эксплуатация;
  • меры, обеспечивающие административное производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАП РФ), в которой определено 10 мер обеспечения, имеющих характер административного принуждения (доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности).
  • меры административной ответственности, например, применение меры административного наказания, их ст. 3.2. определено 9 видов (1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности)8.

      Все эти перечисленные меры административного принуждения используются в интересах более эффективного решения задач и функций исполнительной власти и государственного управления. Эти меры не утрачивают своего значения и в настоящее время, даже возможно приобретают дополнительное значение для ряда правонарушений и, в первую очередь, для юридических лиц. При этом административное наказание на юридическое лицо, не освобождает от административного наказания руководителя или собственника юридического лица и наоборот.

3 Освобождение от административной ответственности

      Административная ответственность означает наступление определенных последствий негативного характера для тех, кто ненадлежащим образом выполняет требования соответствующих административно-правовых норм. В самом обобщенном виде она характеризуется в качестве результата совершения административного правонарушения.

      Однако, законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.

      КоАП (ст. 2.9) устанавливает основания, условия  и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). В названных случаях в том или ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.

      Своеобразным  «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.

      Законодательство  закрепляет систему «гибкого реагирования» на административные правонарушения и не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Это положение закона означает, что орган, полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое не является административным наказанием и не относится к мерам общественного воздействия. Устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут юридических последствий.

      В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).

      В некоторых случаях законодательство предусматривает ограничение административной ответственности. Эти ограничения связаны прежде всего с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.

      Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп.

      В законодательном порядке предусматривается  ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц.9

Заключение

     Административная  ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

     Для административной ответственности  характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

     Особенности административной ответственности, которые  позволяют установить ее отличие  от других видов ответственности:

  • административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность – законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством);
  • основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда);
  • субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности – только физические лица);
  • за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления – меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания);
  • административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания – органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные – судами общей юрисдикции и арбитражными судами);
  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания – увольнение с работы);
  • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности – в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Список  литературы

  1. Агапов  А.Б. Федеральное административное право России: курс лекций. М., 1997.
  2. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М». 2003. – 608 с.
  3. Административное право. Учебник./ Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова М., 2000.
  4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997.
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 2000.
  6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях
  7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.
  8. Четвериков B.C.   Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 512с.
  9. Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. – М.: «Приориздат», 2003. – 128 с.
  10. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 699 с.

Информация о работе Административная ответственность как вид принуждения