Административная ответственность: понятие и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

Административная юрисдикция как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему административное.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

Реферат на тему:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ  И

ОСОБЕННОСТИ.

Введение

Административная  юрисдикция как разновидность правоприменения  и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного  процесса, в пределах которой рассматриваются  правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного  воздействия. Основное содержание административной юрисдикции составляет производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в разделе "административная юрисдикция" мы рассмотрим ряд таких  важных проблем как понятия административного  проступка и его состав, административные наказания и порядок их наложения, характеристика отдельных видов  административных правонарушений и  субъектов административной юрисдикционной деятельности, содержание административных производств и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо пояснить содержание термина “административная  юрисдикция”. Наиболее часто термин “юрисдикция” воспринимают как очень  близкий по содержанию к термину  “компетенция”. Это широкое понимание  юрисдикции. Юрисдикция в собственном  или узком смысле представляет собой  деятельность, права и обязанности  органов власти, но лишь в той  части компетенции, которая связана  с разрешением юридических дел  и завершается применением мер  государственного принуждения к  правонарушителям. Под административной юрисдикцией понимается совокупность прав и обязанностей должностного лица (органа) по рассмотрению и разрешению конкретной группы индивидуальных юридических дел в сфере государственного управления, и применению по результатам рассмотрения к правонарушителям мер административного принуждения, преимущественно в виде административного наказания. То есть речь идет об определенном типе правоприменительной деятельности в форме юридического процесса, завершающегося вынесением правоприменительного акта.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ  И

ОСОБЕННОСТИ.

Общественная  жизнь, трудовая деятельность, отдых  граждан регламентируется правовыми  нормами, важное место среди которых  занимают административные нормы (правила). К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, пожарной безопасности, санитарные и ветеринарные правила, правила охоты, правила рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила паспортной системы и многие другие, которые должны выполнять (соблюдать) граждане. Они устанавливаются в законах, указах, постановлениях правительства, решениях местных органов власти и их администрации.

Нарушение таких  правил, если это предусмотрено уголовным  законодательством, может повлечь  уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько  велик, чтобы их нарушение считалось  преступным. Для подобных случаев  государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные  органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и  способы правовой деятельности. Подавляющее  большинство граждан соблюдают  Конституцию, предписания других законов  и подзаконных актов. Но в нашем  обществе есть лица, игнорирующие нормы  общественной жизни, не соблюдающие  общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.

В отношении  их государство вынуждено применять  меры юридической ответственности.

В теории права  юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его отдельных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований норм права.

В зависимости  от характера деяний, посягающих на охраняемые отношения, правонарушитель  может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной или иной ответственности. Наличие  разных видов ответственности обусловлено  многими обстоятельствами: характером противоправных деяний, степенью их общественной опасностью, характером причиняемого ими вреда, видом охраняемых правом общественных отношений, а также  задачами в области охраны правопорядка. Так, меньшая степень общественной опасности правонарушения влечет применение административной, а не уголовной  ответственности; причинение имущественного вреда - гражданско-правовой ответственности, а нарушения по службе - дисциплинарной ответственности.

Все виды ответственности  имеют в принципе общие объективные  и субъективные основания, каким  является противоправность действия (без- действия), наличие вреда, причинная  связь между действием и наступившим  результатом, вина нарушителя.

Разные виды юридической ответственности имеют  свои особенности. Они отличаются по органам, их применяющим, основаниям применения и методам воздействия на правонарушителя, выражающимся в степени осуждения  и порицания его противоправного  поведения и характера претерпеваемых им лишений.

Возможно сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.

Под административной ответственностью понимается (схема 3) возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности  правонарушителя претерпеть, понести  определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны  под административной ответственностью следует понимать (схема 4) применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

Цель  административной ответственности состоит (схема 5), в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

Оказываемое в  результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего  наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают  в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение  некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и  т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные  последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного  правонарушения в течение года.

Понятие административной ответственности не совпадает с  административным принуждением. Если административное принуждение представляет совокупность всех принудительных мер, которые используют органы внутренних дел и другие полномочные органы в борьбе с правонарушениями, то ответственность - его составная  часть, выражающаяся в применении лишь административных наказаний. В понятие  административной ответственности  включается применение не всех, а только материальных карательных санкций. Этот вывод подтверждается указанием  в ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на то, что административное наказание является мерой административной ответственности.

По сравнению  с другими видами юридической  ответственности административная ответственность имеет специфические  особенности. Она отличается по органам  ее применяющим последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для  данного вида ответственности.

В целом особенности  административной ответственности  сводятся к следующему (схема № 6.1):

1) Административная  ответственность устанавливается  как законами, так и подзаконными  актами. Следовательно, она имеет  собственную нормативно-правовую  основу. Нормы административной  ответственности образуют самостоятельный  институт административного права.  В отличие от этого уголовная  ответственность устанавливается  только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.

2) Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда  (ущерба) или гражданско-правовой  деликт.

3) Субъектами  административной ответственности  могут быть как физические  лица, так и коллективные образования.  Уголовной - физические лица; вопрос  о дисциплинарной ответственности  органов и организаций является  дискуссионным. Но его постановка  обоснованна, ибо предусматривается  отставка органов исполнительной  власти, прекращение незаконной  деятельности общественных объединений  и т. п. Природа этих мер  не определена в законодательстве.

4) Мера административной  ответственности - административное  наказание, т.е. за административные  правонарушения предусмотрены административные  наказания (схема 6.2). За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

5) Административная  ответственность реализуется широким  кругом уполномоченных органов  и должностных лиц: исполнительной  власти, местного самоуправления, их  должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания - только  судом; дисциплинарные наказания  - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью  и в пределах их компетенции;  меры материальной ответственности  - судами общей юрисдикции и  арбитражными судами. В отдельных  случаях - в административном  порядке. В отличие от уголовной  и гражданской правовой ответственности,  определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

6) Административные  наказания налагаются органами  и должностными лицами на неподчиненных  им правонарушителей. По этому  признаку административная ответственность  отличается от дисциплинарной, меры  которой к работникам и служащим  применяются в основном в порядке  подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

7) Применение  административного наказания не  влечет судимости и увольнения  с работы. Лицо, к которому оно  применено, считается имеющим  административное наказание в  течение установленного срока.  Различные формы уголовной и  административной ответственности.  Первая выражается в большей  репрессивности, более суровом характере  мер уголовного наказания и  наступлении более тяжких последствий  для осужденных. Административные  меры воздействия даже в том  случае, когда они применяются  су- дом и народными судьями, не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления этих видов ответственности; они значительно короче (не позднее 2 месяцев) применительно к административной ответственности.

Информация о работе Административная ответственность: понятие и особенности