Административная правосубъектность индивидуальных субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:55, реферат

Описание работы

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государствен ного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности лич ности, о которых говорится в административно-правовых нор мах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Работа содержит 1 файл

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Административная  правосубъектность индивидуальных субъектов 

Проблеме  административно-правового статуса  граждан посвя щена значительная научная литература. В. И. Новоселов  полагает, что гражданином следует  считать «лицо (человека), не состояще го с данным органом управления в трудовых или государственно-служебных отношениях». Очень ценно, что автор отметил ус ловность данного понятия: лицо считается гражданином приме нительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том, что один и тот же человек (например, госсанинспектор) в одних отношениях выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих — как представитель власти. 

Однако  рассматриваемое определение нужно  уточнить. Во-первых, речь можно вести  об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым коллективным субъектом адми нистративного права. Во-вторых, точнее говорить не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не яв ляется участником устойчивых организационных связей, членом определенного коллектива. Таким образом, под гражданином по нимается отдельное лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией. 

Административно-правовой статус индивидуального субъекта —  это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государствен ного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности лич ности, о которых говорится в административно-правовых нор мах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние. 

«Административно-правовой статус граждан Российской Фе дерации  устанавливается, прежде всего, Конституцией Россий ской Федерации, актами органов  представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный ста тус прав и обязанностей значительна также роль органов испол нительной власти». Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют оп ределенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры де ятельности различных инспекций, устанавливают правила (охо ты, дорожного движения и т. д.).

Составными  частями административно-правового  статуса ин дивидуального субъекта являются административная правосубъектность  и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-пер вых, способность обладания правами и несения обязанностей (пра воспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью» 

Административная  правоспособность — это способность  иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение ле карствами. Будучи в принципе равной, административная пра воспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, наци ональности и других демографических факторов. В качестве при мера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия. 

Таким образом, главные особенности административной пра воспособности заключаются  в следующем: 1) она регулируется нормами административного права; 2) ее содержание состоит в регулировании  отношений индивидуальных субъектов  с субъек тами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему. 

Административная  дееспособность — это способность  лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос ти, предусмотренные  административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами. 

Административная  дееспособность граждан РФ возникает  поз днее их правоспособности, возраст  ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем  какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособ ность. Ее частичное появление и последующее увеличение свя зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра во на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность. 

Административная  правосубъектность может быть общей и спе циальной. Соответственно следует различать общий и специаль ный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специаль ных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) право субъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специаль ный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. На пример, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на уАдминистративная правосубъектность индивидуальных субъ ектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами граж данам предоставлено право на оружие, на свободный выбор мес та жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объеди нение, на свободу совести. 

Законодательство  закрепляет обстоятельства, при наличии  которых общий, и прежде всего  административно-правовой, ста тус  индивидуального субъекта может  быть ограничен: 

1) чрезвычайные  обстоятельства (массовые беспорядки, сти хийные бедствия и др.); 

2) если  это несовместимо с их общественно  полезной деятель ностью (запрещение  совместной службы родственников,  совме щения государственной  службы с предпринимательской  деятель ностью и т. п.); 

3) если  без этого невозможно обеспечить  государственную без опасность (режим секретности, пограничный режим и др.); 

4) совершение  неправомерных действий (лишение  правонару шителей водительских  прав, ограничения на приобретение  ими оружия и т. п.). 

В первых трех случаях ограничения непосредственно  устанав ливаются нормативными актами, касаются неопределенного чис ла граждан и поэтому являются групповыми. А ограничения ад министративно-правового статуса в связи с совершением неправомерных действий носят индивидуальный характер, пер сонифицированы, являются мерами принуждения.частие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Информация о работе Административная правосубъектность индивидуальных субъектов