Административные правонарушения в области дорожного движения

Автор: Анастасия Сергеева, 13 Августа 2010 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Общественная значимость обеспечения безопасности дорожного движения определяется огромными масштабами ущерба от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) и требует эффективного правового регулирования отношений в этой сфере. Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. В мире каждый год в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 млн. человек. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в России остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Транспортные средства в России как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью движения. Основной причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области дорожного движения.………4-10
2. Ответственность за правонарушения в области дорожного движения..……………………………...11-16
3. Органы, полномочные рассматривать дела о правонарушениях в области дорожного движения..………17-23
Заключение…………………………………………………………….24-26
Список используемой литературы…………………………………...27

Работа содержит 1 файл

курсов. АПи АД.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
align="justify">    Вышеназванные нормы статей КоАП РФ, дела, которые  уполномочены рассматривать судьи, содержат санкции, предусматривающие лишение права управления транспортными средствами, административный арест либо лишение права управления транспортными средствами с конфискацией предмета административного правонарушения или штраф с конфискацией таких предметов. Лишь статья 12.35 КоАП РФ, предусматривающая одну санкцию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей, на должностных лиц - двадцати тысяч рублей, отнесена законодателем на рассмотрение судей, поскольку дела об административных правонарушениях по этой статье имеет право возбуждать только прокурор (ст. 28.4 Кодекса).

    Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 12.2 ("Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков"), частью 4 ст. 12.9 ("Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час"), частью 1 ст. 12.10 ("Нарушение правил движения через железнодорожные пути"), частью 2 ст. 12.17 ("Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами"), частями 1 и 2 ст. 12.21.1 ("Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов"), частью 1 ст. 12.21.2 ("Нарушение правил перевозки опасных грузов"), статьей 12.24 ("Нарушение Правил дорожного движения или Правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего"), частью 2 ст. 12.27 КоАП РФ ("Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся"), - в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

    Санкции вышеперечисленных норм, как правило, предусматривают альтернативное наказание, в основном - наложение административного  штрафа или лишение права управления транспортными средствами либо административный арест.

    Частью 2 ст. 23.2 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях  в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам  несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

    В статье 23.3 КоАП РФ изложены полномочия органов внутренних дел (милиции). Согласно ч. 1 данной статьи они рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 - 3 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 ст. 12.4, частями 1 и 2 ст. 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 ст. 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 ст. 12.10, ст. ст. 12.11 - 12.14, частями 1 - 3 ст. 12.15, ст. ст. 12.16 - 12.25, частью 1 ст. 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ.

    В части 2 ст. 23.3 КоАП РФ сказано, что рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения от имени органов, указанных в части 1 ст. 23.3 Кодекса, вправе:

    1) начальник Государственной инспекции  безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 - 3 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 3 ст. 12.4, частями 1 и 2 ст. 12.5, ст. 12.6, частями 1 и 3 ст. 12.7, статьей 12.9, частями 1 и 2 ст. 12.10, статьями 12.11 - 12.14, частями 1 - 3 ст. 12.15, статьями 12.16 - 12.25, частью 1 ст. 12.27, статьями 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ;

    2) сотрудники Государственной инспекции  безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, - об  административных правонарушениях,  предусмотренных статьей 12.1, частями  1 и 2 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), частью 1 ст. 12.5, статьей 12.6, частями 1, 2 и 3 ст. 12.9, частью 2 ст. 12.10, частями 1 и 2 ст. 12.11, статьями 12.12 - 12.14, частями 1 и 2 ст. 12.15, статьей 12.16, частью 1 ст. 12.17, статьями 12.18 - 12.20, частью 1 ст. 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 ст. 12.29, частью 1 ст. 12.30, частью 1 ст. 12.37 Кодекса;

    3) государственные инспекторы безопасности  дорожного движения - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.31, статьей 12.32 КоАП;

    4) государственные инспекторы дорожного  надзора - об административных  правонарушениях, предусмотренных  статьями 12.33, 12.34 Кодекса;

    5) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.1, частями 1 и 2 ст. 12.2, статьей 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 ст. 12.29, частью 1 ст. 12.30 КоАП.8

    В соответствии со ст. 23.36 КоАП РФ органами, уполномоченными рассматривать  дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 12.3 (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), статьями 12.21.1 и 12.21.2 (в части осуществления контроля над соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок), являются органы транспортного контроля и надзора.

    На  практике возникали проблемы о порядке  применения ст. 28.3 КоАП РФ (должностные  лица, уполномоченные составлять протоколы  об административных правонарушениях), а также о полномочиях должностных  лиц органов внутренних дел по вопросам составления протоколов и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, в частности, предусмотренных ст. 12.25 (невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства), поскольку эта статья не включена в пункт 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса. Она не была включена и в Приказ министра внутренних дел РФ от 21.08.2002 N 803 с утвержденным Перечнем должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Согласно  п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) в области дорожного движения вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 12.2, частью 2 ст. 12.3, частями 1 и 2 ст. 12.4, частями 3 - 6 ст. 12.5, частью 2 ст. 12.7, статьей 12.8, частью 3 ст. 12.10, частью 4 ст. 12.15, статьей 12.26, частями 2 и 3 ст. 12.27 Кодекса.

    Важнейшей составляющей производства по делам  об административных правонарушениях  является стадия рассмотрения дела об административном правонарушении и  вынесение постановления по нему.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места  рассмотрения дела;

    2) о вызове заинтересованных лиц,  об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об  административном правонарушении  и других материалов дела должностному  лицу, составившему протокол, в случае  составления его и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение.

    После рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

    1) о назначении административного  наказания;

    2) о прекращении производства по  делу в случае:

    а) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;

    б) объявления устного замечания в  соответствии со статьей 2.9 КоАП России;

    в) прекращения производства по делу и  передачи материалов дела прокурору, в  орган предварительного следствия  или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

    По  результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих определений:

    1) о передаче дела судье, в  орган, должностному лицу, уполномоченным  назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) о передаче дела на рассмотрение  по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции данного должностного лица ОВД.9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

      Административные  правонарушения в области дорожного  движения являются разновидностью правонарушений на транспорте.

Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Особенностью  правонарушений в области дорожного  движения является то, что вред общественным отношениям причиняется в основном при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. источников повышенной опасности. Выделение указанных правонарушений в отдельную главу КоАП обусловлено единством их родового объекта.

      Глава 12 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за дорожные правонарушения, содержит 36 статей, объединяющих значительно большее, нежели ранее, количество норм, регулирующих общественные отношения в сфере дорожного движения. Появились такие новые составы административных правонарушений, как установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (ч. 3 ст. 12.2); пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда (ст. 12.10); нарушение правил движения по автомагистрали (ст. 12.11); нарушение правил проезда перекрестков (ст. 12.13); нарушение правил маневрирования (ст. 12.14); нарушение порядка расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15); невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства (ч. 1 ст. 12.25), нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства (ст. 12.36¹).

     Усилена ответственность за управление транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками (ч. 3 ст. 12.2), в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8), за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8), за нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6).

 Однако ужесточение администратинвых наказаний может привести к другой проблеме – к увеличению случаев коррупции со стороны сотрудников ГИБДД.

По моему  мнению, одних лищь увеличений штрафов и других административных санкций против водителей не достаточно. Чтобы уменьшить число правонарушителей на дорогах необходимо проводить комплексный подход по решению данной проблемы. В частности усилить контроль за сотрудниками ГИБДД для предотвращения и своевременного выявления случаев коррупции, обеспечить надлежащее исполнение административных наказаний за правонарушения, а также повысить стандарты обучения в автошколах.

     Максимальный  срок лишения права управления транспортным средством снижен с 3-х до 2 лет. Однако основания для применения этого вида наказания расширены. Дополнительно (по сравнению с КоАП РСФСР) лишение специального права может применяться за превышение установленной скорости на величину более 60 км/час (ч. 4 ст. 12.9); выезд на встречную полосу движения, если это запрещено Правилами дорожного движения (ч. 3 ст. 12.15); непредставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами (ч. 2 ст. 12.17).

Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения