Административные правонарушения в области дорожного движения

Автор: Булат Халиков, 08 Октября 2010 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

Общественная значимость обеспечения безопасности дорожного движения определяется огромными масштабами ущерба от дорожно-транспортных происшествий (далее -- ДТП) и требует эффективного правового регулирования отношений в этой сфере. Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. В мире каждый год в результате ДТП погибают и получают ранения более 10 млн. человек. Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в России остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Транспортные средства в России как источник гибели людей в ДТП в 4-5 раз опаснее, чем в экономически развитых странах с высоким уровнем автомобилизации и высокой интенсивностью-движения. Основной причиной ДТП является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) вступил в силу 1 июля 2002 года. Законом установлены новые виды административных правонарушений, в большинстве случаев изменена мера административной ответственности в области дорожного движения. Не оставили законодатели без внимания и процедуру рассмотрения подобных дел.
Достаточно сказать, что теперь административные правонарушения в области дорожного движения выделены в отдельную главу. В КоАП РСФСР ответственность за подобные нарушения была предусмотрена главой 10, которая называлась «Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи».
Цель данной работы: изучить административные правонарушения в области дорожного движения.

Содержание

Введение
Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)
Анализ некоторых видов административных правонарушений в области дорожного движения
2.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
2.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
2.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
2.4. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная гл.12.rtf

— 411.05 Кб (Скачать)

     Форма временного разрешения на управление транспортным средством утверждена приказом МВД РФ от 1 августа 2002 г. № 720 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 472».

     Паспорта транспортных средств введены постановлением Правительства от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств»; правила их выдачи установлены совместным приказом Приказ МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30 июня 1997 г. № 399/388/195.

     Паспорта выдаются на автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Госавтоинспекции, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм, гражданам РФ, иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства.

     Паспорта выдаются собственникам транспортных средств и (или) шасси либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности, организациями-изготовителями транспортных средств и (или) шасси, таможенными органами или подразделениями Госавтоинспекции.

     Организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 г. и реализуемые на территории РФ, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.

     На транспортные средства и (или) шасси, изготовленные в целях вывоза из РФ, паспорта не выдаются.

     Паспорта содержат техническую характеристику транспортного средства и идентификационные сведения о нем.

     В случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий права владения, пользования или распоряжения транспортным средством. Как правило, таким документом является доверенность, нотариально заверенная или составленная владельцем в простой письменной форме.

     Правилами дорожного движения особо оговаривается необходимость наличия у водителей соответствующих документов не только на само транспортное средство, но и на прицеп к нему. За отсутствие этих документов наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 12.3 КоАП. При этом допускается задержание транспортного средства в порядке ст. 27.13 КоАП.

     Часть 2 ст. 12.3 рассматривает в качестве правонарушения управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов.

     Часть 1 ст. 12.3 устанавливает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца.

     Путевые листы содержат сведения о принадлежности автомобиля юридическому лицу или частному предпринимателю, о водителе, управляющем транспортным средством, характере груза, времени и месте следования. Наличие путевого листа обязательно при осуществлении грузо-пассажирских перевозок.

     Документами на перевозимый груз являются накладные и другая документация, из содержания которой следует вид перевозимого груза, его принадлежность юридическому или физическому лицу.

     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» устанавливает следующие понятия:

     -крупногабаритный груз -- груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации габариты для движения транспортных средств по автомобильным дорогам;

     -тяжеловесный груз -- груз, вес которого с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства;

     -опасный груз -- вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

     Международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.

     В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

     В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона «О безопасности дорожного движения» лицензированию, в частности, подлежат: перевозка пассажиров и грузов; транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц. П. 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном приказом Министерства транспорта РФ № 27 от 9 марта 1995 г., указано, что организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Госавтоинспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

     Если ч. 1, 2 ст. 12.3 предусматривают ответственность за отсутствие у водителей необходимых документов, то ч. 3 -- за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документов на право управления им, установленных Правилами дорожного движения. Обстоятельством, исключающим ответственность, здесь является передача управления легковым автомобилем его владельцем в своем присутствии лицу, имеющему водительское удостоверение категории «В», без оформления доверенности на право управления транспортным средством.

     Субъективная сторона правонарушений ст. 12.3 КоАП характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств. При установлении факта передачи управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, возможно привлечение этого лица к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП РФ.

     Мерой наказания за совершение правонарушений по ст. 12.3 является предупреждение или штраф в размере 0,5 МРОТ. Отметим, что по КоАП РСФСР за совершение аналогичных правонарушений существовали границы штрафов от 0,2 до 0,5 МРОТ 

     2.4 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения 

     Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

     1. Объектом данного административного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье людей.

     Установленными Правилами дорожного движения (п.2.7) водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии.

     2. С объективной стороны административное правонарушение может выражаться: в управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч.1 ст.12.8); в передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч.2 ст.12.8). При этом фактом передачи транспортного средства следует считать передачу рулевого управления в процессе вождения.

     При квалификации правонарушения по ч.1 и 2 ст.12.8 необходимо точное установление факта состояния опьянения в процессе вождения транспортного средства, а не его предположение (неустойчивость позы, речи, выраженное дрожание пальцев, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, сам характер движения транспортного средства). Не является установленным факт состояния опьянения и в случае признания самого лица в употреблении спиртных напитков или наркотических средств и т.д.

     В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств. Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. Врач при составлении заключения на основании критериев, изложенных в методических указаниях по медицинскому освидетельствованию, должен установить "алкогольное опьянение". При этом "алкогольное опьянение" следует отличать от "факта употребления алкоголя без признаков опьянения". Во втором случае административная ответственность не наступает.

     Порядок медицинского освидетельствования регламентируется ст.27.12 (см. комментарий) и Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г. Правонарушение образует формальный юридический состав. Правонарушение считается оконченным с момента управления транспортным средством либо с момента его передачи лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

     3. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется умышленной виной, его совершение возможно только с прямым умыслом.

     4. Субъектом правонарушения выступает водитель транспортного средства, осуществляющий управление транспортным средством.

     Как вытекает из содержания ч.2 данной статьи, субъектом правонарушения является одновременно как водитель, который передал управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, так и лицо, которое согласилось управлять указанным транспортным средством.

     5. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения квалифицируется по ст.12.26 КоАП.

     Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

     1. Объектом административного правонарушения является безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, установленные правила прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

     2. Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в неисполнении требования о прохождении медицинского освидетельствования.

     Под неисполнением требования следует понимать отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

     Правонарушение квалифицируется по ст.12.26, когда у сотрудника милиции есть все основания предполагать состояние опьянения (неустойчивость позы, речи, выраженное дрожание пальцев, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, сам характер движения транспортного средства).

     По юридической конструкции правонарушение образует формальный юридический состав, оно считается оконченным в момент невыполнения требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Информация о работе Административные правонарушения в области дорожного движения