Административный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических аспектов вопроса об административном договоре.
Задачи:
Рассмотреть историю возникновения административного договора.
Дать определение и описать признаки и особенности административного договора.
Описать виды административного договора.
Описать перспективы развития административного договора.

Содержание

Введение 3
1. Административный договор 5
1.1 История возникновения административного договора 5
1.2 Определение и признаки административного договора 8
1.3 Виды административного договора 9
1.4 Перспективы развития административного договора 10
Заключение 15
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

контрольная административный договор.docx

— 35.89 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение 3

     1. Административный договор 5

     1.1 История возникновения административного договора 5

     1.2 Определение и признаки административного договора 8

     1.3 Виды административного договора 9

     1.4 Перспективы развития административного договора 10

     Заключение 15

     Библиографический список 18 

 

Введение

     Тема  контрольной работы – административный договор.

     Реформирование  российского государства и общества требуют новых подходов к фундаментальным  категориям науки государственного управления. Это касается как сущности и содержания, так и методов, средств, форм, целей, приоритетов управленческого  воздействия, что находит свое отражение  в административно-правовой науке  и в действующем законодательстве России.

     Переход от административно-командной системы  управления к демократической делает актуальным поиск новых форм и  средств государственного управления.

     Среди последних выделяется административный договор, сочетающий в себе одновременно и формально-юридическое равенство  контрагентов, и прерогативные полномочия государственно-властного участника, реализующего публичные задачи и  функции.

     Сегодня государственные органы и организации  заключают множество договоров  и соглашений как внутриаппаратного  типа, так и с негосударственными субъектами. Все более назревает  необходимость теоретического осмысления правового режима таких договоров, выделение в их общей массе  договорных форм публично-правового  характера, исследование отраслевой и  индивидуальной специфики административных договоров.1

     Ранее договоры не использовались в качестве средства государственного регулирования  общественных отношений. По существу, единственным управленческим средством  выступал односторонне-властный (административный) акт компетентного государственного органа. Огосударствление общественной жизни, партийно-государственный монополизм в экономике, политике, идеологии, отсутствие реального федерализма и местного самоуправления, а также другие атрибуты тоталитарного устройства государства и общества позволяли структурировать и осуществлять управление исключительно в виде односторонне-властного воздействия, не прибегая к договорному типу регулирования.

     Цель  работы – изучение теоретических аспектов вопроса об административном договоре.

     Задачи:

  1. Рассмотреть историю возникновения административного договора.
  2. Дать определение и описать признаки и особенности административного договора.
  3. Описать виды административного договора.
  4. Описать перспективы развития административного договора.

Наряду  с термином «административный договор» в литературе и нормативно-правовых актах используются и другие, а именно: административный контракт, административно-правовое соглашение, публично-правовая сделка, координационное соглашение, ведомственное соглашение, управленческий договор, государственный контракт (договор), а также просто контракт, договор, соглашение, договоренность.

 

1. Административный договор

1.1 История возникновения  административного  договора

     Формирование  института административного договора в российской и зарубежной законотворческой и управленческой практике прошло долгий и тернистый путь.

     В XIX -- начале XX в. многие авторы считали, что, несмотря на огромное значение административного  акта как правовой формы управленческих действий, в публично-правовой сфере  существуют договоры, которые выполняют  функции управления (например, координация, подчинение, организация, распределение) в целях взаимного удовлетворения публичных интересов.

     В противоположность административному  акту (правовому акту управления), который  приобрел уже к концу XIX в. благодаря  известному немецкому ученому О. Майеру четкий образ правовой модели и занял в административно-правовой системе господствующее положение, административный договор долгое время  игнорировался научной общественностью  даже как проблема. О. Майер считал договоры между государством и гражданином  в области публичного права невозможными, так как отношения государства  и гражданина являются субординационными, а договор заключается между  субъектами, которые имеют одинаковый правовой статус и не подчинены друг другу.

     Но, не смотря на определенную задержку, теория административного договора все же продолжала развиваться как в мире, так и у нас в стране.

     Так, например, на фоне сложившегося кризиса  развития аппарата государственного управления в федеральных структурах США, кризиса  всей сложившейся, в основном, в XIX в. административной отраслевой и территориальной  организации, одним из направлений  поиска более адекватных требованиям  современности форм и методов  государственного управления явилось  развитие договорной формы совместной деятельности властей штатов.

     Договоры  между штатами были предусмотрены  Конституцией США еще в 1787 г., однако в течение долгого времени  им не придавалось большого значения. Заключали штаты их, главным образом, для разрешения споров о границах между собой. Возможность заключения и исполнения договоров ограничивалась необходимостью согласия Конгресса.

     С 1893 г. решением верховного суда США  это согласие было признано необходимым  только для таких договоров между  штатами, которые направлены на «расширение политической власти штатов», т, е, ограничение компетенции федеральных властей.

     Современное же развитие административных договоров  между штатами начинается с 1921 г. В этом году был заключен договор  между штатом Нью-Йорк и штатом Нью-Джерси, согласно которому, с целью разрешения их общих экономических проблем  было впервые создано совместное агентство для развития нью-йоркского  пopтa. Затем это агентство стало  заниматься также строительством аэродромов, железнодорожных станций, тоннелей и мостов. Позже (в.1928 г.) был впервые  заключен договор сразу между  семью штатами об использовании  водных ресурсов реки Колорадо.

     Однако, вплоть до окончания второй мировой  войны такие договоры заключались  лишь в отдельных и довольно редких случаях.

     Известный немецкий ученый В. Еллинек указывал на существование договоров (соглашений), устанавливающих права и обязанности  сторон и определяющих их правовой статус. Между тем публично-правовые договоры в то время характеризовались  наличием волеизъявления нескольких участников и рассматривались в большей  мере в качестве одного из видов  административных актов, издаваемых государственными и муниципальными органами, и устанавливающих, изменяющих и прекращающих правовые отношения.

     В 1920 г. в Германии была опубликована монография У. Апельта «Административно-правовой договор», но она не совершила быстрого коренного переворота в понимании теории административного договора. И только в конце 50-х годов в Германии началась широкая дискуссия по указанной проблеме.

     В 1958 г. там было издано сразу несколько  основополагающих работ, в которых  рассматривались вопросы правовой допустимости заключения административных договоров. Причиной такого длительного  перерыва формирования концепции административного  договора явилась вторая мировая  война.

     Исследования, проводимые в настоящее время  в Германии и других странах, не затрагивают  вопрос о принципиальной допустимости использования в управленческой практике административных договоров. Речь идет в основном о предпосылках, условиях заключения и оформления административных договоров и об ошибочных последствиях их реализации.2

     В дореволюционной России в начале XX в. опыт применения такой правовой формы, как административные договоры, не был учтен законодателями и  оказался практически забытым.

     Вопрос  о договорных формах и методах  государственного управления в советской  правовой литературе впервые начал  ставиться и получил поддержку  части научной общественности в  краткий период нэпа в 20-е годы.

     Основной  правовой формой деятельности органов  исполнительной власти в 40-60-е годы являлось издание подзаконных правовых актов, т. е. односторонних властных правовых предписаний, подлежащих безусловному исполнению и регулировавших управленческие отношения только по вертикали. В те годы сложилась мощная система директивно-плановых указаний. Государственно-административные акты зачастую определяли субъектов и содержание гражданско-правовых договоров.

     Однако  с 50-х годов уже встречаются  договоры между местными Советами, договоры государственных органов  с гражданами, а так же, между  центральными отраслевыми органами государственного управления (генеральные  договоры хозяйственных ведомств)

     Интерес к проблемам административного договора проявляется, как правило, в периоды демократизации общественной жизни и ослабления директивно-командных начал в экономике и политике (либерализация нэпа, 1960-е годы, период современных реформ).

     Являясь на практике весьма важным административно-правовым институтом, в последние десятилетия, и особенно в настоящее время, административный договор во многих странах стремительно приобретает  широкое распространение в сфере  действия публичного права.

     Из  всех западноевропейских стран, где  создана теория административного  договора и приняты соответствующие  законодательные акты об административных договорах, особо выделяются Франция  и Германия.

1.2 Определение и  признаки административного  договора

     В законодательстве этот термин не употребляется. На сей счет существует две точки  зрения:

     а) Административный договор - реальность, они уже применяются, это перспективная форма;

     б) Административный договор - предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной власти, а сами такой деятельностью не являются. 

     Сам договор непосредственно не порождает  конкретных административных правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на основании  которого возникнет административное правоотношение.

     Административный  договор - вид сделок в которых  равноправие сторон так или иначе  связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон  “О воинской обязанности” раздел 5 - заключение контракта. Договор предшествует возникновению  административных правоотношений.

     Признаки  административного договора:

     1. Административные договоры имеют организационное содержание.

     2. Одной из сторон договора всегда является субъект исполнительной власти.

     3. Административный договор РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций.

     4. Административный договор в качестве управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане предшествует принятию акта.

  1. Нормативной базой являются нормы административного права.

1.3 Виды административного  договора

     Существуют  следующие виды административного  договора:3

     По  содержанию:

     1. Договора о компетенции (разграничение, делегирование полномочий).

     2. Договора о совместной деятельности (между субъектами, один из которых административно-правовой субъект).

     3.  Договора о выполнении государственных заказов.

     По  субъектам АП договоры могут быть:

       Между двумя субъектами;

Информация о работе Административный договор