Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

О производстве можно говорить и как об институте административного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения. При другом подходе рассматриваемый феномен - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

Содержание

Административный процесс и производство
по делам об административных правонарушениях………………………2
2. Задача ……………………………………………………………………….11
3. Какими нормативными актами регулируются производство
по делам об административных правонарушениях?………………………12
список литературы ……………………

Работа содержит 1 файл

административное.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Административный процесс и производство

по делам об административных правонарушениях………………………2

2. Задача ……………………………………………………………………….11

3. Какими нормативными актами  регулируются производство 

по делам об административных правонарушениях?………………………12

список литературы …………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях.

 

Ответ № 1

 

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является элементом четвертого уровня (административный процесс - правоприменительный процесс - производство по применению мер принуждения - производство по делам об административных правонарушениях).

О производстве можно говорить и  как об институте административного  права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов  и лиц по применению административных наказаний за административные правонарушения. При другом подходе рассматриваемый феномен - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных наказаний и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

Конечно, при этом не следует забывать, что производство может закончиться  оправданием невиновного, может  быть прекращено в связи с истечением срока давности и по другим основаниям (ст. 24.1 КоАП). Поэтому не всегда эта деятельность связана с назначением и исполнением административных наказаний. Но подобные исключения лишь оттеняют основное правило о применении карательных санкций на основе закона. Производство связано с применением и иных принудительных мер, например, мер процессуального обеспечения.

Производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами  деятельность государственных органов, и их должностных лиц по разрешению дел об административных правонарушениях  и применение мер административного  наказания.

Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях, регулируют порядок реализации соответствующих  материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного  воздействия на виновных с помощью  административных наказаний. Иными словами, они регламентируют производство по делам об административных правонарушениях.

Благодаря юридическому опосредованию производства, соответ-ствующая принудительная деятельность:

а) приобретает большую определенность;

б) унифицируется;

в) в нее внедряются научные основы деятельности;

г) она осуществляется в соответствии с принципами государственного управления (законности, участия граждан в управлении и т.д.).

Производство по делам об административных правонарушениях наиболее полно  урегулировано нормами материального  и процессуального административного  права. Основным правовым актом законодательного характера является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

В КоАП содержится основная масса правил производства по делам, но не все. Среди административно-процессуальных норм, не включенных в КоАП, можно выделить ряд уточняющих, конкретизирующих нормы КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах. Так, в ст. 27.12 КоАП сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, могут быть направлены на освидетельствование на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения и Министерством юстиции. Названные министерства утвердили специальную инструкцию, в которой конкретизируется ст. 27.12 КоАП.

Ряд весьма содержательных норм, уточняющих положения КоАП, содержится в утвержденной министром внутренних дел РФ 3 октября 2002 г. Инструкции по организации в ОВД производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Так, инструкция обязывает сотрудников МВД при составлении протокола объявлять гражданину время и место рассмотрения дела (п. 2.5.), составлять акт технического осмотра, если нарушение свя-зано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности (п. 2.6.8.), оформлять протоколом задержания транспортного средства (п. 3.2.).

Необходимо отметить еще один очень  важный момент. Произ-водство по делам об административных правонарушениях является частью исполнительно-распорядительной деятельности, регули-рующие его нормы - частью административного права. Поэтому производство, если иное не установлено специальными нормами, осуществляется на основе общих норм и принципов административного права. Например, начальник ОВД как вышестоящий руководитель вправе передать дело от одного работника другому, прекратить производство.

Рассматриваемое производство теснейшим  образом связано с гражданским  судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении имущественных  наказаний. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к административной ответственности, то суд рассматривает ее в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский процесс, а точнее, составная часть последнего - производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях может стать  продолжением уголовно-процессуальной деятельности. Это происходит в тех случаях, когда в соответствии с законом следователь, суд приходят к выводу, что уголовное дело следует прекратить, а правонарушителя нужно привлечь к административной ответственности. Названные примеры свидетельствуют о тесной связи административного, гражданского и уголовного процессов

В зависимости от объема и сложности  процессуальной деятельности можно  различать ускоренное производство (например, когда штраф налагается на месте правонарушения), обычное  и особое.

Ускоренное производство - производство без составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.6; ст. 32.3 КоАП)

В случае, если при совершении административного  правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в  размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении  таможенных правил - в размере, не превышающем  десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте  совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. В случае совершения административного  правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП.

В случае, если лицо, в отношении  которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие  события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении, (ст. 28.6 КоАП)

В случае если административный штраф  взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу выдается постановление-квитанция  установленного образца. В постановлении-квитанции указываются дата ее выдачи, должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание, сведения о лице, привлеченном к административной ответственности, статья КоАП либо соответствующего закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, время и место совершения административного правонарушения, сумма взыскиваемого административного штрафа.

Постановление-квитанция составляется в двух экземплярах и подписывается  должностным лицом, назначившим  административное наказание, и лицом, привлеченным к административной ответственности.

В случае неуплаты физическим лицом  административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в обычном  порядке, предусмотренном КоАП. (ст. 32.3 КоАП)

Обычное производство - производство включающее в полном объёме основные обязательные стадии производства: возбуждение  дела, рассмотрение дела, исполнение постановления  по делу.

Особое производство - возникает  в связи с возбуждением дела прокурором (ст. 28.4 КоАП), либо возбуждения дела в отношении специальных субъектов (ст. 1.4 часть 2; ст. 2.10 КоАП и др.), либо имеющие факультативные стадии производства по делу: административное расследование (ст. 28.7 КоАП), обжалование или опротестование постановления и решения по делу (Гл. 30 КоАП).

Производство по делам об административных правонарушениях не зависимо от вида производства имеет общие задачи. В соответствии со статьёй 24.1 КоАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Иными словами, здесь решаются две  связанные между собою задачи: юрисдикционная (справедливое решение дел о проступках) и профилактическая (предупреждение новых правонарушений).

Производство представляет собой  разновидность исполнительно-распорядительной деятельности, поэтому в нем действуют  общие принципы управления: законность, демократизм (гласность, широкое участие  общественности), оперативность. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы: объективной истины, обеспечения  права на защиту.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе системы принципов, которые  закреплены в правовых нормах и вытекают из задач юрисдикционной деятельности. Важнейшими из них являются:

1) обеспечение законности;

2) достижение объективной истины;

3) право на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех перед законом;

6) гласность;

7) оперативность.

Главным в административном производстве является принцип законности. Он означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Указанный принцип обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность органа (должностного лица) за надлежащее ведение процесса. (ст. 1.6 КоАП)

Выяснение объективной истины по делу-важнейшая задача административного производства. Данный принцип обязывает орган, рассматривающий дело, исследовать все обстоятельства и их взаимосвязь в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 - 24.7). Выяснение объективной истины по делу - основная задача административного производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения (ст.ст. 24.4 - 24.7 КоАП).

Право на защиту реализуется предоставлением  лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей  невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину.

Право на защиту реализуется предоставлением  лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 25.1 КоАП оно может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.д. Реализации права на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий.

Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.

Информация о работе Административный процесс и производство по делам об административных правонарушениях