Административный процесс: понятие, признаки, особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:17, реферат

Описание работы

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Содержание

Введение 3
Понятие и основные черты административного процесса 4 Правовое регулирование административного процесса 6
Особенности административного процесса 7
Заключение 14
Список используемой литературы и источников права 15

Работа содержит 1 файл

АП реф.doc

— 37.73 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный технический университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

На тему: Административный процесс: понятие, признаки, особенности 
 
 
 

                                                                                               Выполнил                               студент 2курса:

                                                                                    ЛачковА.В.

Группа: ЮФ-95

                                                                       Проверил:

Давыдов К.В.

                                                                            
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010

Содержание 
 

Введение                    3

Понятие и основные черты административного процесса                          4                                            Правовое регулирование административного процесса                            6                          

Особенности административного  процесса                                                    7

Заключение                    14

Список  используемой литературы и источников права                             15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

        Процесс сам по себе - это совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых с целью достижения определенного результата. В праве процесс - это совокупность действий, урегулированная процессуальными нормами отрасли права.

        Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы её также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

        С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие и основные черты  административного  процесса 

         В научной и учебной литературе говорится об административном процессе как властной деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой в рамках административно процессуальной формы и состоящей в решении конкретных юридических дел ( принятие инструкции, призыв на военную службу, наложение штрафа и др.).

        Нормативных административных актов издается намного больше, чем принимается законов. В связи с этим оббьем административного правотворчества значительно превосходит оббьем законотворчества. Единая административно-процессуальная форма не может удовлетворить потребности и правотворчества, и правонаделения, и юрисдикции. Конституционное право будучи единой правовой отраслью, регулирует и законодательный, и конституционно - юрисдикционный процессы. Здесь речь идет о разных способах осуществления власти1.

         Точно так же и административное право регулирует разные способы осуществления административной деятельности, разные процессы: административно- правотворческий, административно - правонаделительный (оперативно расспределительный) и административно – юрисдикционный.

         И подобно тому, как существует группа судебных процессов, группа конституционных процессов, складывается и активно развивается группа административных процессов.

        При характеристике административного процесса, прежде всего, необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества, во-первых, находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно – процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

        Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое выражение, прежде всего, и главным образом в процессуальной форме.

       С учетом сказанного выше в  науке административного права  административный процесс определяется  как урегулированная административно-процессуальными  нормами деятельность исполнительных  органов (должностных лиц) по  рассмотрению и разрешению различного  рода индивидуальных административных  дел, возникающих в сфере государственного  управления, в порядке реализации  задач и функций исполнительной  власти2.

        В целом проблема административного процесса до сих пор полностью не решена как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте3. В результате дискуссии по этому поводу сложились два подхода к ее решению:

        "Юрисдикционная концепция" – её представители рассматривают административный процесс как регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение при необходимости предусмотренных действующим законодательством мер юридического (государственного) принуждения. Сторонники понимания процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную деятельность называют процедурами4.

        По мнению Бахраха Д. Н.  административный процесс не только деятельность государственных органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления, “но, прежде всего, порядок реализации административно-правовых норм”5. Особенностью административного процесса является то, что он регулирует не только юрисдикционную деятельность по рассмотрению споров и применению принудительных мер, но и реализацию регулятивных норм.

        Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат качественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса.

        Таким образом, данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций, осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата.

        Характерные черты административного процесса состоят в следующем:

      1) административный процесс связан  с государственным управлением  в узком смысле. Однако в содержание  административного процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь её чисто юридические виды, реализуемые в правовых формах;

     2)административный  процесс связан с материальным  административным правом. Эта связь  выражается в том, что в ходе  реализации задач административного  процесса, происходит разрешение  индивидуально конкретных дел,  возникающих в сфере государственного  управления.

        Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.

     3) применение норм административного  права осуществляется в порядке,  урегулированном нормами административного  права. В соответствии с этими  нормами органы государственного  управления разрешают подведомственные  им дела. Например, административно-процессуальные  нормы регулируют порядок рассмотрения  предложений, заявлений и жалоб  граждан, порядок разрешения организационных  дел в аппарате управления, порядок  применения мер административных  взысканий и др.

     4) административный процесс - это  не только определённая процедура  применения соответствующих норм  права в сфере государственного  управления, но и деятельность, в  ходе которой возникают отношения,  регулируемые нормами административно-процессуального  права. Под воздействием этих  норм названные отношения приобретают  характер административно-процессуальных  правоотношений. 

                  
 
 

       Правовое регулирование  административного  процесса 

        Административно-процессуальная деятельность осуществляется в соответствии с порядком, установленным административно-процессуальными нормами, то есть правилами, в соответствии с которыми должны совершаться действия участников административного процесса. Административно-процессуальная норма – это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении административных дел органами публичной власти. Административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности, определяемые предметом и методом правового регулирования6.

        Во-первых, это нормы управленческие, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в ходе реализации управленческих функций и полномочий органов исполнительной власти и иных органов публичной власти. Они имеют общий предмет правового регулирования с нормами материального административного права управленческие общественные отношения.

        Во-вторых, административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию, прежде всего норм материального административного права, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому, предмет правового регулирования (система регулируемых общественных отношений) у административно-процессуальных норм несколько шире, чем у норм материального административного права и норм иных процессуальных отраслей, в частности уголовно-процессуального права.

        В-третьих, действие административно-процессуальной нормы параллельно реализации нормы материального права. Вторичный, вспомогательный характер административно-процессуальной нормы проявляется в том, что она регулирует не фактические отношения, а сложившиеся под действием материальной нормы правоотношения. Она устанавливает процессуальный порядок, процессуальную форму, показывающую, каким образом и в каком порядке могут или должны быть реализованы субъективные права и обязанности участников материальных правоотношений. Содержание процессуальной нормы, как правило, состоит из процессуальных прав и обязанностей участников процесса, реализация которых и придает административному процессу организованность, упорядоченность, процессуальную форму.

        В-четвертых, они регулируют общественные отношения, возникающие при разрешении административных дел не только государственными органами исполнительной власти, но и иными органами публичной власти: представительными органами, судами, органами местного самоуправления, а в отдельных случаях и общественными объединениями, организациями. Примером может служить, рассмотрение жалобы гражданина в отношении поведения служащего или должностного лица в быту, что достаточно типично для обращений граждан. Управленческие отношения и административные дела имеют место в деятельности всех органов публичной власти, прежде всего исполнительных, но не исключительно, что важно подчеркнуть. Поэтому круг субъектов, применяющих административно-процессуальные нормы не ограничивается органами исполнительной власти.

Информация о работе Административный процесс: понятие, признаки, особенности