Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы во многом обусловлена тем, что вопросы административного процесса, административно-процессуального права на сегодняшний день недостаточно разработана, продолжаются дискуссии по поводу выделения административно-процессуального права в самостоятельную отрасль (подотрасль) . В свете административной реформы, которая проводится в настоящее время, актуальной становится проблема создания системы административного правосудия.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1:Сущность административного процесса
1.1. Соотношение понятий «управленческий процесс и «административный процесс»
1.2. Понятие административного процесса
ГЛАВА 2:Виды административного процесса
2.1 Административные процедуры
2.2 Административная юрисдикция
2.3.Административное судопроизводство и административная юстиция
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готовая.docx

— 30.82 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

ГЛАВА 1:Сущность административного процесса

1.1. Соотношение понятий «управленческий процесс и «административный процесс»

1.2. Понятие административного  процесса

ГЛАВА 2:Виды административного  процесса

2.1 Административные  процедуры

2.2 Административная  юрисдикция

2.3.Административное  судопроизводство и административная  юстиция

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

              ВВЕДЕНИЕ

              Актуальность выбранной темы во многом обусловлена тем, что вопросы административного процесса, административно-процессуального права на сегодняшний день недостаточно разработана, продолжаются дискуссии по поводу выделения административно-процессуального права в самостоятельную отрасль (подотрасль) . В свете административной реформы, которая проводится в настоящее время, актуальной становится проблема создания системы административного правосудия.Административная юстиция - один из институтов правового государства, в основе которого лежит разрешение правовых конфликтов, возникающих между гражданином и публичной властью.Взаимодействуя с гражданами, публичная администрация может преднамеренно или непреднамеренно нарушать права и законные интересы отдельных лиц. Необходимость административной юстиции, как механизма правовой защите проистекает из потребности обеспечить законные интересы граждан во всех случаях неправомерного и бесконтрольного использования властных полномочий административными органами и их должностными лицами.Целью работы является раскрытие сущности и видов административного процесса, освещение проблем становления и развития административного процесса, дана характеристика состояния дел в области административно-процессуального права применительно к реалиям сегодняшнего дня.

Основные задачи:- выявить понятия сущности административного процесса :

- рассмотреть виды административного процесса.

- проанализировать сущность  административной процедуры.

- описать административное  судопроизводство и административную  юстицию.

 

 

 

ГЛАВА 1:Сущность административного процесса

1.1. Соотношение  понятий «управленческий процесс  и «административный процесс»

На мой взгляд, главное различие между административным процессом  и управленческим процессом состоит  в том, что административный процесс (административная юстиция) – это  система судебных (или квазисудебных) органов, которые рассматривают  административные дела, возбуждаемые по искам граждан, считающих, что  действиями и решениями (административ- ными актами) органов управления и  государственных служащих нарушены их права и свободы; при этом граждане должны доказать факт такого нарушения. Иными словами, административная юстиция  разрешает споры (конфликты), возникающие  в процессе административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти, когда гражданин (или другой субъект права) испытывает на себе неправомерное  действие со стороны администрации  и, направляя в административный суд исковое заявление, просит проверить законность совершённых органами управления и их служащими действий, а также принятых административных актов (управленческих решений).

Управленческий процесс представляет собой урегулированную административно-процессуальными  нормами деятельность органов управления, не только осуществляемую внутри администрации, но и направленную на внешнюю (на «внешних»  субъектов права) и влекущую правовые последствия. Участниками управленческого  процесса могут быть физические и  юридические лица, органы управления, общественные, объединения, коммерческие и некоммерческие организации. Управленческий процесс, как и административный процесс, содержит процессуальные нормы. Однако назначение и функциональные характеристики этих норм различны: в  одном случае процессуальные нормы  устанавливают порядок совершения конкретных управленческих действий (например, принятия акта управления), в другом обеспечивают процедуру рассмотрения административного спора в административном суде. В области права понятие административного процесса неразрывно связано с разбирательством спора (рассмотрением административного дела и вынесением по нему решения); административно-процессуальные отношения возникают только при наличии трёх сторон (истца и ответчика, а также судьи). Наряду с точкой зрения относительно реальности административного процесса, которая разделяется представителями самых разных подходов к правовой процессуальной деятельности в целом, высказывалось мнение и о том, что административного процесса не существует вообще1.

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие административного  процесса

Наиболее широкое распространение  получили два подхода к определе- нию административного процесса. Первый, возникший в 60-е годы заключался в том, что под административным процессом предлагалось понимать только деятельность по применению мер административного  принуждения, т.е. урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности при рассмотрении индивидуальных дел. Второй подход к определению административного  процесса состоит в том, что в  административный процесс, помимо отношений  по осуществлению принуждения, включает в себя всевозможные управленческие действия, решения его задачи. Иначе  говоря, административный процесс- процесс  применения норм материального административного  права.Можно сказать,что административный прооцесс-это урегулированная административно-процессуальными  нормами организационно-процедурная  деятельность органов государственного управления по принятию нормативных управленческих актов и применению норм материального права

В систему алминистративного процесса входят такие виды деятельности:

А) деятельность по созданию (изменению, приостановлению, отмене) подзаконных  нормативных актов исполнительных органов публичной власти (административно-нормотворческий  процесс);

Б) деятельность указанных  органов публичного управления по реализации прав и обязанностей индивидуальных и коллективных субъектов в сфере  управления, осуществляемая в административной форме (административно-правонаделительный процесс);

В) правоприменительная деятельность юрисдикционного правоохранительного  характера, применение государственного правового принуждения в административно-процессуальной форме (административно- юрисдикцион-ный  процесс).2

 

 

 

 

ГЛАВА 2.Виды административного  процесса

Правоприменительный административный процесс на разрешение на основе соответствующих  норм права конкретных жизненных  ситуаций, в том числе юридических  конфликтов в сфере исполнительной власти. Он включает следующие виды деятельности:

1) властно-организующую деятельность органов государственной власти в том числе органов исполнительной власти и должностных лиц;

2) деятельность физических и юридических лиц по реализации своих прав и законных интересов, а также по исполнению возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Деятельность физических и юридических лиц по реализации принадлежащих им на основе правовых норм субъективных прав и обязанностей, направленная на удовлетворение их законных интересов, является правореализующим процессом, который во многих ситуациях  требует одновременной реализации органами государственного управления и органами местного самоуправления их властных полномочий в рамках соответствующих  правил, предусмотренных административно- процессуальными нормами.

Иным видом правоприменительного административного процесса является властноорганизующая деятельность компетентных органов государственного управления и должностных лиц, а  также деятельность судов по реализации возложенных на них функций по осуществлению мер административного  принуждения, в том числе применение мер административного наказания.

Вместе с тем административный процесс имеет место при осуществлении  судами функций административной юстиции, т.е. судебного контроля за законностью  действий органов публичной власти в отношении граждан и организаций.

Таким образом, административный процесс включает три составляющие: административный процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.

Административными процедурами  являются упорядоченные в нормативном  порядке действия органов исполнительной власти и образуемых этими органами государственных учреждений, направленные на реализацию предусмотренных законодательством  либо подзаконными нормативными правовыми  актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Административно-процедурная деятельность включает в себя регистрационное производство, лицензионно-разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов и управления (правотворческое производство), а так же иные виды административных процедур (по проведению мероприятий, связанных с комплектованием органов исполнительной власти кадрами ; по проведению аттестации государственных служащих; по административному надзору; по приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.) Административно-процедурная деятельность служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. Кратко рассмотрим основные виды процедурных производств. Регистрационное производство - деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти, состоящая в официальном признании определенных юридических лиц и сделок с недвижимостью, регистрация общественных и религиозных объединений, регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых органами Министерства юстиции. Последствием таких регистрационных действий является приобретение различными субъектами дополнительных прав ,например , право заниматься предпринимательской деятельностью для юридических лиц, в полной мере осуществлять гражданские права в отношении объектов недвижимого имущества, права федеральных органов исполнительной применять указанные виды нормативных актов.

В обобщенном виде процедуру  регистрационного производства можно  представить в виде следующих  этапов:

1. Представление заинтересованным субъектам в орган, уполномоченный осуществлять регистрацию установленных нормативно – правовыми актами документов;

2. Оценка соответствующими  должностными лицами представленных  документов, проверка указанных  в них сведений;

3. Регистрация определенного юридического факта либо отказ в его осуществлении;

4. Выдача документов, подтверждающих прохождение государственной регистрации – свидетельств;

Лицензионно–разрешительное  производство представляет собой совокупность действий и мероприятий органов  исполнительной власти ,связанных с  выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием решений и лицензий.Характеризуя данное производство, в целом можно выделить ряд обязательных стадий: разработка проекта нормативного акта, его согласования с иными заинтересованными ведомствами; принятие правового акта; доведение правового акта до исполнителей и иных заинтересованных лиц.Следует учесть, что подписанный и утвержденный нормативно – правовой акт подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции в случае, если он затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций либо имеет межведомственный характер. После Государственной регистрации нормативно – правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением актов, содержащих государственную тайну или конфиденциальную информацию. В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Украины. При нарушении указанных требований о государственной регистрации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут применяться, как не вступившие в силу. Под административной юрисдикцией понимается процесс рассмотрения и разрешения административных споров, в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, а также процесс применения органами исполнительной власти и судами мер административного принуждения к физическим и юридическим лицам.

Административный  процесс - это совокупность определённых производств, устанавливаемых законами и подзаконными нормативными правовыми актами и связанных как с позитивной деятельностью органов государственной администрации, так и с применением мер административного принуждения. Административные процедуры, административная юрисдикция и административное судопроизводство составляют три блока административного процесса, являющегося универсальным механизмом правовой защиты граждан и их организаций в сфере публичной власти.

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Административне  процедуры

Административные процедуры  представляют собой установленный  законом порядок разрешения индивидуальных дел органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией  прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере  государственного управления. Административно-процессуальные нормы содержатся также в ФЗ, определяющих статус общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, благотворительных  организаций, религиозных объединений.

Разделяя всю административно-процессуальную деятельность на административно-юрисдикционную и административно- процедурную, к  последней можно отнести  процедурное  производство. Это производство, по мнению Козлова Ю.М., в качестве одного из основных компонентов включает лицензионно-разрешительное, регистрационное и правотворческое  производство (по принятию актов управления).3 На мой взгляд, более целесообразно к административным процедурам относить урегулированный законом или нормативным правовым актом порядок осуществления «внешних» функций органов публичной власти в их взаимоотношениях с не подчинёнными им физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами-организациями. В этом случае будет выполнена основная задача административного процесса - создание процессуального механизма реализации и защиты прав граждан и их организаций в сферах социально-экономической и политической жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Административная  юрисдикция

Самостоятельным видом административного  процесса является административно-юрисдикционное производство, подразделяющееся, в  свою очередь, на две основные ветви: административная юрисдикция, осуществляемая в административном порядке, и административная юрисдикция, осуществляемая в судебном порядке. Административная юрисдикция как проявление процессуальной деятельности рассматривается в данном параграфе в качестве процессуальной деятельности судей и других уполномоченных на то органов и должностных лиц органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях физических и юридических лиц. Административно-процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, требуют самостоятельного законодательного регулирования, которое ныне закреплено в разделе 4 КоАП «Производство по делам об административных правонарушениях».

В КоАП чётко определены принципы рассмотрения дел об административных правонарушениях. В этом Кодексе  значительно расширены гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, а также других лиц участвующих в деле. В частности, установлен порядок рассмотрения ходатайств лиц участвующих в деле: они подлежат обязательному и немедленному рассмотрению соответствующим субъектом административной юрисдикции, в производстве которого находится данное дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться помощью защитника, в качестве которого допускается как адвокат, так и иное лицо. Потерпевший вправе пользоваться юридической помощью представителя, к которому предъявляются аналогичные требования. Впервые в законодательстве об административной ответственности урегулирован институт отвода субъекта административной юрисдикции, причём в Кодексе определены обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом. Более последовательное закрепление нашли в КоАП процессуальные стадии- возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела как обязательные составляющие любого юридического процесса.

Информация о работе Административный процесс