Авторский договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Авторское право — настолько могущественный механизм, настолько могущественный генератор потенциальных неприятностей, что задуматься должен каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Общие положения……………………………………………………………...5
3. Классификация авторских договоров…………………………………………8
4. Элементы авторского договора………………………………………………12
4.1. Стороны авторского договора……………………………………….12
4.2. Предмет и объект авторского права………………………………...15
4.3. Срок действия авторского договора………………………………...17
5. Содержание авторского договора……………………………………………18
5.1. Форма авторского договора…………………………………………18
5.2. Ответственность по авторскому договору………………………….18
6. Прекращение авторского договора…………………………………………..20
7. Заключение…………………………………………………………………….22
8. Список используемой литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

ЗИС готов.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная инженерно-экономическая  академия

    Кафедра «Экономика, управление и логистика»

 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»

на тему: «Авторский договор» 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 4163-с

Сабирова  А.Т. 

Проверил: доцент кафедры «ЭУиЛ»

Гильманов М.М. 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны - 2009

 

     Оглавление 

1. Введение………………………………………………………………………..3 

2. Общие положения……………………………………………………………...5 

3. Классификация  авторских договоров…………………………………………8 

4. Элементы авторского  договора………………………………………………12 

      4.1. Стороны авторского договора……………………………………….12

      4.2. Предмет и объект авторского  права………………………………...15

      4.3. Срок действия авторского договора………………………………...17

5. Содержание авторского договора……………………………………………18

      5.1. Форма авторского договора…………………………………………18

      5.2. Ответственность по авторскому договору………………………….18

6. Прекращение  авторского договора…………………………………………..20

7. Заключение…………………………………………………………………….22

8. Список используемой  литературы…………………………………………...24

 

      1. Введение

         Сегодня можно говорить о том,  что большинство компаний, которые прямо связанны с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей.

       В свою очередь, лучше свои  права стали осознавать и авторы. Причем, если с финансовой точки  зрения присуждаемые компенсации как и раньше, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (либо вообще его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя.

        Авторское право — настолько  могущественный механизм, настолько  могущественный генератор потенциальных  неприятностей, что задуматься должен каждый. Именно каждый, поскольку этот генератор неприятностей встроен во все, что непосредственно или косвенно связано с авторским правом и интеллектуальной собственностью.  Это прямо связано с перечнем исключительных прав, принадлежащих автору в отношении его произведения. Это и право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений. Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав. Если Вы используете производное произведение, которое было основано на произведении автора, без разрешения автора исходного произведения (при этом не Вы осуществляли переработку, а заключили договор с автором переработки), Вы все равно нарушаете права автора исходного произведения. Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

     Целью данной контрольной работы является изучение авторского договора. Для этого мы рассмотрим его классификацию, элементы, стороны, предмет и объект , срок действия, содержание , условия, форму, ответственность по авторскому договору и прекращение авторского договора.

 

       2. Общие положения.

     Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная фора использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определённые права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счёте в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.

     По  общему правилу, авторский договор  носит консенсуальный, взаимный и  возмездный характер. Вместе с тем  не исключены реальные, односторонние  и безвозмездные авторские договоры. Реальным авторский договор является тогда, когда одновременно с достижением сторонами соглашения по всем необходимым условиям договора они осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору. Примером служит случай, когда автор передаёт пользователю права на использование уже созданного им творческого произведения, которое готово для использования и одобрено пользователем, а пользователь одновременно с этим выплачивает автору всё обусловленное договором вознаграждение. При условии, что на автора не возлагается никаких дополнительных обязательств, такой договор носит одновременно односторонний характер. Закон не запрещает также передачу авторских прав по договору на безвозмездной основе. [1 c. 259-260]

     Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования  отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объёма прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечит лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательства, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объёме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.

     При заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства, возникает  вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объём прав автора и подрядчика не совпадает. По сравнению с подрядчиком, автор находится в гораздо лучшем положении. Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего по их предмету. Наиболее остро данный вопрос встаёт при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий.

     По  субъектному составу авторские  договоры отличаются и от некоторых  других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения  между киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи. Договоры, заключаемые киностудией с телестудией по поводу показа кинофильма по телевидению, носят характер купли-продажи или имущественного найма в зависимости от длительности показа фильма по телевидению.

     Вместе  с тем критерий субъектного состава, в соответствии с которым одной из сторон авторского договора обязательно должен быть автор или заменяющее его лицо (наследник), не снимает все возникающие на практике вопросы. Центральным из них является вопрос о  квалификации договора, то которому одна организация, выступающая в качестве обладателя авторских прав, уступает эти права другой организации. [1 с.264-266]

 

      3. Классификация авторских договоров.

     Выступая  в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны.

     Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости  от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. [1 с.268]

     В зависимости от того, является ли предметом  авторского договора уже готовое  произведение или произведение, которое  еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский договор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению. Автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушение принятых на себя обязанностей. В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора.

     Авторские договоры могут быть связаны с  использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара и формы его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю право на первое знакомство публики с произведением.

     В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем  или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. [1 c.273]

     Наиболее  распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге.

     Постановочный договор заключается тогда, когда  основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Такой договор заключался автором  с той театрально-зрелищной организации, которой передавалось право на первую постановку произведения. До премьеры произведения или истечения срока, установленного на постановку, автор не мог без письменного согласия организации передать свое произведение для использования тем же способом другим театрально-зрелищным организациям того же города. После премьеры право на публичное исполнение произведения приобретали любые заинтересованные лица, которые должны были лишь выплачивать автору соответствующие поспектакльные сборы.

     Сценарный договор – это договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово- зрелищные мероприятия  и т.д.

     Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

     Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием  произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации.

Информация о работе Авторский договор