Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………... 3
Глава 1. РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО…………… 6
1.1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России…………………………………..... 6
1.2. Черты конституционно-правового статуса Российской Федерации…………………………………………………………………….. 11
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ……………………………………………………………………………… 16
2.1. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации...……………………………… 16
2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.…………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 67.03 Кб (Скачать)

Статья 66 ч.3 обращает внимание на особенность правовой основы автономной области и автономного округа. Она заключается в том, что каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон (эта возможность никем из них пока не реализована)25. Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа; он самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение Федерального Собрания соответствующими законодательным и исполнительным органами их общим решением.

       В соответствии  с ч. 4 ст. 66 отношения автономных  округов, находящихся в составе  края или области, могут регулироваться  федеральным законом и договором  между органами государственной  власти автономного округа и,  соответственно, органами государственной  власти края или области. В  ней та устанавливается, что  границы между субъектами Федерации  могут быть изменены только  с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67)

          Статус автономной области и  статус автономного округа определяются  Конституцией РФ, Федеративным договором  от 31 марта 1992 г., включающим Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти автономной  области, автономных округов в  составе Российской Федерации;  другими федеральными актами.

     Согласно  ст. 66 Конституции РФ по представлению  законодательных и исполнительных  органов автономной области, автономного  округа может быть принят федеральный  закон об автономной области,  автономном округе.

Автономная область и  автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется  в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

     Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

     Являясь субъектами  Российской Федерации, автономная  область и автономные округа  располагают своей территорией.  Границы между ними и другими  субъектами Российской Федерация  могут быть изменены с согласия  автономной области, автономного  округа. Статус автономной области  и автономного округа может  быть изменен по взаимному  согласию Российской Федерации  и автономной области или автономного  округа в соответствии с федеральным  конституционным законом. 

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и  автономных округов.

      Конституция  РФ обеспечивает непосредственное  участие представителей автономии  в решении вопросов, отнесенных  к компетенции Российской Федерации.  Для этого от автономий избираются  депутаты в Государственную Думу  и входят по два представителя  в Совет Федерации. Представительные  органы власти автономной области  и автономных округов пользуются  правом законодательной инициативы  в федеральном парламенте.

     Автономная  область и автономные округа  являются самостоятельными участниками  международных и внешнеэкономических  связей, соглашений с другими  субъектами Федерации в соответствии  с Конституцией РФ и федеральными  законами. Координация международных  и внешнеэкономических связей  автономной области и автономных  округов осуществляется федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации.

     Взаимоотношения  между краями или областями  и находящимися в их составе  автономными округами определяются  уставами этих краев, областей  и уставами соответствующих автономных  округов.

     Конституция  РФ и уставы автономной области  и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

    Федеральные  органы исполнительной власти  по соглашению с органами исполнительной  власти автономной области, автономных  округов могут передавать этим  органам осуществление части  своих полномочий. Органы исполнительной  власти автономий в составе  Российской Федерации по соглашению  с федеральными органами исполнительной  власти тоже могут передать  им осуществление части своих  полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство и характер взаимоотношений  между его составными частями  и центральной властью. В соответствии с действующей Конституцией, Российская Федерация есть федеративное государство. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.

По конституции Российской Федерации выделяются несколько  основополагающих принципов федеративного  государства.

Наиболее важные принципы России как федеративного государства  таковы: верховенство Конституции и  федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов.

Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации.

    Общими чертами  характерными для правового статуса субъекта Российской Федерации являются: наличие собственной территории; самостоятельное установление своего наименования; наличие системы органов государственной власти; обладание собственной правовой системой; своя официальная символика; возможность быть участниками международных и внешнеэкономических связей, а также равноправие субъектов и отсутствие сецессии.   

    О равноправии субъектов РФ можно говорить в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ. Все они являются носителями государственной власти и по всем основным характеристикам не отличаются друг от друга26.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации [принята 12.12.1993г.,в ред. От 30.12.2009г]// Рос.газ.1993.25 дек.; 2009.21 янв.
  2. Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской Федерации».
  3. Федеративный договор от 10.04.1992 г.
  4. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. – 92 с.
  5. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. – 150 с.
  6. Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. – 119 с.
  7. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. – 280 с.
  8. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2007. – 230 с.
  9. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Право. 2001. – 125 с.
  10. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Кодекс. 2002. – 320 с.
  11. Научно-практический комментарий к Конституции РФ/Под ред. В.В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. – 313 с.
  12. Постатейный комментарий к Конституции РФ/Под ред. Л.А. Окунькова. М.: АкадемКнига. 2006. – 540 с.
  1. Карасев А.Т. Представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации (Общая характеристика). Екатеринбург, 2004. 178 c.
  1. Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин (автор главы – проф. М.С. Саликов). Екатеринбург, 2001. 544 c.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.- 784с.
  3. Добрынин Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 2003. 534 c.
  1. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. – 2001. – №9. – С. 16–25.
  1. Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник Московского университета. Серия XI. Право. – 2007. – №.4. – С. 18–27.
  2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: “Проспект”, 2010.
  3. Коментарий к Конституции Российской Федерации (под общ.ред. Л.В. Лазарева).-ООО «Новая правовая культура», 2009.
  4. Конституция российской федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред.Ю.А. Дмитриева).-М.: «Деловой двор», 2009

1 Валентен С.Д.  Федерализм: российская история и российская реальность. М., 2003 С. 15.

2 Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2003. С. 67.

3 Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 69.

4 Постатейный комментарий к Конституции РФ / под ред. Л. А. Окунькова. М., 2006. – С. 210.

5 Там же. – С. 213. 

6 Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996. С. 7.

Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2003. С. 157.

8 Валентен С.Д. Указ.соч. С. 12.

       9   Абдулатипов Р.Г. Указ.соч. С. 86

10 Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. В. Лазарева. М.: АкадемКнига. 2003. С. 268.

11 Там же. С. 268.

12 Козак Д.Н.  Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001. С. 67.

13 Там же. С. 74.

14 Валентен С.Д. Указ.соч. С. 105.

15 Абдуллатипов Р.Г. Указ.соч. С. 23.

16 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: 2010г, URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/ (дата обращения: 28.03.2013г).

 

17 Карасев А.Т. Представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации (Общая характеристика). Екатеринбург, 2004. 45 c.

18 Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин (автор главы – проф. М.С. Саликов). Екатеринбург, 2001. 37-38 c.

19 Добрынин Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 2003. 249 c.

20 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006., С.332

21 По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4408.

22 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: 2010г, URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/ (дата обращения: 28.03.2013г).

23 Дмитриев Ю.А..Конституция российской федерации: доктринальный ,М.: 2009г URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5366634/chapter/3(дата обращения: 31.03.2013г).

24  Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: 2010г, URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/ (дата обращения: 28.03.2013г).

25 Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации М.: 2009, URL: onstitution.garant.ru/science-work/comment/5697462/chapter/ (дата обращения: 31.03.2013г).

26 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.-М.: 2010г, URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/ (дата обращения: 28.03.2013г).


Информация о работе Федеративное устройство России