Формы осуществления исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:54, реферат

Описание работы

О правовых актах управления, которые играют немаловажную роль в реализации задач и функций исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Формы осуществления исполнительной власти.doc

— 105.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Понятие и виды форм реализации исполнительной власти................................4

Правовые акты управления....................................................................................7

Заключение............................................................................................................12

Список использованных источников..................................................................14

Приложение...........................................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов - субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Объектом управления органов исполнительной власти являются  такие  сферы жизни общества как хозяйственная,  социально-культурная  и  административно-политическая. В процессе выполнения своих  задач  и  осуществления  функций органы исполнительной  власти  выступают  от  имени  государства,  для  чего наделены государственно-властными полномочиями. Они являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Органы  исполнительной  власти   призваны осуществлять   подзаконную   организационно-управленческую,   исполнительно-распорядительную деятельность. Внешне выраженные действия органов исполнительной власти или их должностных лиц в рамках своей компетенции называются формами осуществления исполнительной власти. Я попытаюсь раскрыть их в своём реферате и рассказать о правовых актах управления, которые играют немаловажную роль в реализации задач и функций исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

 

Каждый вид государственной деятельности характеризуется определенными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви единой государственной власти, так и различия в принимаемых ими правовых актах. Например, деятельность органов законодательной власти заключается в принятии законов и постановлений, обязательных для исполнения на конкретных территориях. Правосудие, осуществляемое судом, завершается вынесением приговоров, решений, постановлений, определений и т.д.

Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления (формой осуществления исполнительной власти).

Формы управления различаются (см. Приложение):

1. В зависимости от объекта управления (вида правоотношений): на внешнюю (при выполнении органом исполнительной власти своих задач и функций по отношению к внешним участникам управленческих общественных связей) и внутреннюю (при решении своих внутри-организационных вопросов);

2. По способу выражения: на словесную (письменная и устная) и конклюдентную (с помощью условных знаков, изображений);

3. По характеру вызываемых последствий: на правовые и неправовые.

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).

Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, – они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними.

Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.

Другой неправовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.

Большинство организационных и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.

Конечно, деление всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые акты управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти.

Под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственного управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.

Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу правовых актов управления, следующие:

а)  правовой акт управления представляет собой юридический вариант управленческого решения.

б)  правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции;

в)  правовой акт управления — юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти;

г)  правовой акт управления—   одностороннее волеизъявление указанного субъекта;

д)  правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание, обязательное для адресата; он императивен;

е)  правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

ж)  правовой акт управления создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, либо служит юридическим фактом, порождающим, изменяющим или прекращающим правовые отношения;

з)  правовой акт управления подзаконен;

и)  правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе актов, что означает соответствие акта данного органа актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к)  правовой акт управления представляет собой разновидность служебных документов;

л)  правовой акт управления издается как в письменной, так и в устной форме;

м)  правовой акт управления издается с соблюдением определенных, официально установленных правил;

н)  правовой акт управления может быть опротестован или обжалован;

о)  правовой акт управления вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера.

Нормативными считаются акты, содержащие административно-правовые нормы, с помощью которых регулятивная функция административного права получает непосредственное выражение. Такие акты регулируют однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения. Их действие рассчитано на длительное применение и исполнение всеми или большими группами участников регулируемых общественных отношений.

Индивидуальные правовые акты управления— акты правоприменения. Одновременно они являются распорядительными актами, выражающие конкретные и прямые юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти.

Правовые акты управления можно классифицировать и по другим основаниям. Например, по масштабу действия различают общефедеральные, республиканские, областные и т.д. Интерес представляет классификация административно-правовых актов по их наименованию.

В настоящее время используются следующие официальные наименования правовых актов управления:

1)     указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ);

2)     постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ);

3)     постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти;

4)     указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ.

      Нужно отметить, что правовые акты управления только тогда выполняют свою служебную роль, когда они действуют, т. е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых они издаются исполнительными органами (должностными лицами).

Действие административно-правовых норм.

      Действующим в указанном смысле является акт, обладающий определенным правовым свойством, а именно— юридической силой, под которой понимается его способность выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти (государственного управления). Данное условие в принципе считается соблюденным в любом случае издания правового акта, ибо на них распространяется презумпция действительности (правильности).

      Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку его принятия (издания).

      Так, с позиции юридического содержания правовой акт управления должен отвечать следующим основным требованиям:

а)   соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

б)   основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

в)   учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов;

г)   издаваться полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом) т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

д)   издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;

е)   быть юридически обоснованным, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

ж)   акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

з)   акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

   Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правовых актов дает основания для признания их недействительными. Наиболее существенно признание акта недействительным по различным обстоятельствам негативного характера. Утрата правовыми актами управления юридической силы возможна лишь в одном случае, а именно— когда данный акт отменяется в установленном порядке.

Информация о работе Формы осуществления исполнительной власти