Государственный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:26, доклад

Описание работы

Государственный контроль — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный контроль реализуется различными государственными органами: парламентами, счетными палатами, судами, уполномоченными по правам человека, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств.

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль.docx

— 21.33 Кб (Скачать)

Государственный контроль — одна из форм осуществления  государственной  власти, обеспечивающая соблюдение законов  и других правовых актов, издаваемых органами государства. Государственный  контроль реализуется  различными государственными органами: парламентами, счетными палатами, судами, уполномоченными  по правам человека, избирательными комиссиями, контрольно-инспекционными органами правительств и министерств.

1. между  контролируемым органом и подконтрольным  объектом существуют отношения  подконтрольности.

2. объектом  контроля является как законность, так и целесообразность деятельности  контролируемого.

Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого.

3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. 

Различные виды государственного контроля выделяются по: 
   - Характером и объемом контрольных полномочий; 
   - Время проведения контроля; 
   - Характером организационных связей субъекта контроля с подконтрольным объектом; 
   - Субъектами, осуществляющими контроль.  

В зависимости  от характера и объема контрольных  полномочий выделяют общий и специальный  контроль. При такой классификации важен объем контрольных полномочий контролирующего субъекта, их характер и закрепления в нормативно-правовом акте, который регламентирует деятельность субъекта контроля. 
   Контроль как функция управления осуществляется почти всеми государственными органами и их должностными лицами. При условии, что контроль не выделяется как их основная функция (тогда это - специальный контроль), указанные субъекты осуществляют общий контроль в рамках своей основной деятельности. 
   В зависимости от времени проведения контроля он может быть предварительным, текущим (оперативным) и следующим.

 Предварительный контроль выполняет предохранительную функцию, и смысл его заключается в выявлении и предупреждении возможных негативных явлений, которые могут наступить при наличии обстоятельств, которые уже существуют и могут негативно проявиться в будущем.  

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе исполнения управленческих решений, поставленных задач, взятых обязательств. Задача такого контроля заключается в проверке соблюдения условий на конкретных стадиях выполнения, выявлении возможных недостатков и заблаговременном предупреждении возможных негативных последствий неправомерных действий.

Последующий контроль в отличие от предыдущих видов имеет целью выяснить соответствие результата начальном решению. Основной целью такого контроля является оценка достигнутого и разработка стратегии на будущее. 
   Последующий контроль, или контроль за выполнением поставленных задач, управленческих решений или поручений должностных лиц, осуществляется по окончании деятельности, по ее результатом и ни изменять, ни вмешиваться в процесс выполнения управленческого решения уже не может. 

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, в частности относительно сферыисполнительной власти, целесообразно выделить такие виды, как: 
    - Контроль в самой системе органов исполнительной власти - внутреннийадминистративный контроль; 
    - Контроль со стороны Президента Украины - президентский контроль; 
    - Контроль со стороны Верховной Рады Украины - парламентский контроль; 
    - Контроль со стороны органов судебной власти - судебный контроль; 
    - Специфическая разновидность контроля со стороны органов прокуратуры -прокурорский надзор. 
    Такая классификация видов государственного контроля позволяет конкретизироватьэту функцию относительно государственного органа, который ее осуществляет, и проанализировать ее объем в зависимости от нормативно закрепленных полномочийданного органа. Кроме того, при разделении государственного контроля на внешний ивнутренний и разграничении видов контроля по характеру субъектов, его осуществляющих, прослеживается их тесной взаимосвязи, а следовательно, возможность координации в целях активизации влияния на соответствующую контролируемую сферу.

Внутренний контроль и его разновидности осуществляются в пределах непосредственной организационной подчиненности подконтрольного объекта контролирующему субъекту. 
    При внешнем контроле такая организационная подчиненность отсутствует. Отличиетаких видов контроля заключается в различных правовых формах реализацииконтрольных полномочий и в методах воздействия. Если внутренний контроль является сугубо внутренним делом и осуществляется органами одной системы, может касаться широкого круга вопросов деятельности системы, то внешний контроль, как правило,осуществляется по конкретной сферы или функции и касается какого-то определенного аспекта деятельности управленческой системы.

 

Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов и объектов проверок, правовых и организационных  форм их осуществления, можно утверждать, что административному надзору  присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что  административный надзор является специфическим  видом государственного контроля.

1. Контроль  включает в себя проверку состояния  дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.

2. При осуществлении  контроля соответствующие органы  могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную  и производственную деятельность  подконтрольного объекта, используя  при этом меры дисциплинарного  принуждения. Органы административного  надзора такими полномочиями  не обладают. Они имеют право  осуществлять наблюдение, проверку  соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также  привлекать виновных к административной  ответственности.

3. Контроль, как правило, касается конкретных  органов, предприятий, учреждений  и их должностных лиц. В противоположность  этому, административный надзор  осуществляется в отношении:

а) неопределенного  круга физических и юридических  лиц при соблюдении ими определенных правил;

б) определенного  круга лиц (граждан, должностных  лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

в) персонифицированный  административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4. Административный  надзор, как правило, связан с  применением мер административного  предупреждения, административного  пресечения и наложения административных  взысканий. То есть органы административного  надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания). Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:

— субъект  административного надзора является субъектом исполнительной власти;

— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного  и прокурорского — обеспечение  законности в стране);

— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);

— проводится систематически за конкретным объектом;

— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;

— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны

соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.

Учитывая  вышесказанное, можно сделать вывод  о том, что административный надзор — это вид государственной  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении  организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного  принуждения.

 

  Плановые  мероприятия(проверки)   Внеплановые мероприятия (проверки)
         
Распорядительные  документы органа государственного контроля (надзора)   Приказ  органа государственного контроля (надзора); удостоверение (направление); акт; предписание, распоряжение, другой распорядительный документ   Приказ  органа государственного контроля (надзора);удостоверение (направление); акт
         
Уведомление о проведении проверки   Необходимо  письменное уведомление субъекта не позже чем за 10 дней до осуществления проверки   -
         
Cpок проведения   Не может  превышать 15 рабочих дней, а для  субъектов малого предпринимательства  — 5 рабочих дней, если иное не установлено  законом   Не может  превышать 10 рабочих дней, а для  субъектов малого предпринимательства  — 2 рабочих дней, если иное не установлено  законом 
         
Продление срока   Продление срока не допускается   Продление срока не допускается
         
Особенности   Плановые  проверки проводятся в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются контро лирующими органами до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца предшествующего квартала   При проведении внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, необходимость которых  стала основанием для проведения проверки, о чем указывается в  удостоверении (направлении) на ее провед

Информация о работе Государственный контроль