Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная задача органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 73.44 Кб (Скачать)

                                                       Введение

     Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с  законодательством, наделена правом выступать  по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

     Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

     Основная  задача органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

     В отличие от органов законодательной  власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

      Однозначного  понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли  после принятия Конституции РФ 1993 года, которая и стала новым законодательным базисом для исполнительной власти. 

1. Федеральные органы  исполнительной власти: принципы деятельности, обязанности, права, гарантии, ответственность.                     

     Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении её функций множеством субъектов.

     Органы  исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют  значительный объем функций государства. Их главное отличие от законодательных  и судебных органов заключается  в назначении, содержании деятельности и методах работы. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции  акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.1

     В своей работе органы исполнительной власти руководствуются следующими принципами:

     1) В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются, прежде всего, на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами; во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и её субъектов.

     2) Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма, но не равен ему потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеральному устройству. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством.

     Децентрализация означает закрепление законодательством  предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые  он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны  вышестоящих органов.

     Сочетание централизации и децентрализации  в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать её единство в многообразии.

     3) Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.

     Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации.

               Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права.2

                             Правительство Российской Федерации

     Конституция РФ устанавливает, что исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

     Правительство РФ возглавляет Председатель Правительства. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ он определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; представляет правительство за пределами территории Российской Федерации; ведёт заседания правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты правительства; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации; информирует президента о работе правительства.

     Заместители Председателя Правительства РФ в соответствии распределением обязанностей между ними координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения, контролируют их деятельность, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов.

     Федеральные министры как члены Правительства  участвуют в подготовке его решений  и обеспечивают их исполнение.

     Федеральные министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти подчиняются  Правительству и ответственны перед  ним за выполнение порученных задач.3

     В соответствии с Федеральным конституционным  законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему  право законодательной инициативы.

     Одной из основных функций Правительства  является организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль, за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых  мер по устранению допущенных нарушений.

     В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит  работой федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов.4 Назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов власти. Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно вправе утверждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

     Правительство Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные  на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

     Правительству Российской Федерации принадлежит  право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое  оно осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную  Думу. Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и  выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Правительство представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и информирует  её о ходе его исполнения.

     Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления  и распоряжения, которые обязательны, к исполнению в Российской Федерации.

     Основной  формой деятельности Правительства  как коллегиального органа являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Они  могут носить открытый и закрытый характер. Подготовка и проведение заседания осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ.

     Для обеспечения деятельности Правительства  создан Аппарат Правительства РФ, который работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет  его Руководитель Аппарата, являющийся федеральным министром, или заместителем Председателя Правительства. Аппарат  Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение  заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций  по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений. Руководитель аппарата правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

     Организационная структура аппарата правительства  включает в себя руководство аппарата и подразделения аппарата — департаменты, управления и секретариаты председателя правительства и его заместителей. В составе департаментов и  управлений создаются отделы. В аппарате правительства могут образовываться также самостоятельные отделы, полномочия которых и рассматриваемые ими  вопросы устанавливаются руководителем  аппарата. Структурные подразделения  аппарата правительства осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии между собой.

     Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий Правительства. Однако в связи с избранием нового Президента, Правительство слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции РФ).

     Для решения оперативных вопросов в  правительстве действует Президиум  Правительства. Заседания президиума проводятся по мере необходимости. Решения  принимаются большинством голосов  от общего числа членов президиума и не могут противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства. Правительство же, может отменить любое решение президиума. На заседаниях президиума рассматриваются любые  вопросы, относящиеся к сфере  деятельности правительства, в том  числе предварительно — принципиальные вопросы, вносимые на заседания правительства, и принимаются решения, за исключением  тех, которые принимаются исключительно  на заседаниях правительства.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права