Органы исполнительной власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.

Работа содержит 1 файл

Органы исполнительной власти Российской Федерации.docx

— 58.04 Кб (Скачать)

Курсовая: Органы исполнительной власти Российской Федерации 

ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятие и система  органов исполнительной  власти

1. Понятие и  функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным  принципом разделения властей  исполнительная власть является  самостоятельной и независимой  ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение  публичных (общественных) интересов,  запросов и нужд населения.  Она осуществляется путем реализации  государственно-властных полномочий  методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она  может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

издание правовых актов управления использование  распорядительных и контрольных  полномочий,

заключение административных договоров,

проведение организационных  мероприятий.

В институциональном  плане исполнительная власть имеет  иерархическую структуру, которая  включает:

органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения  между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

корпус государственных  служащих;

юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию  органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую  подчиненность, представлены целым  спектром административных полномочий:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью  позитивного или негативного  решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

право назначать;

право осуществлять легитимное принуждение;

право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей и инстанции, когда  ее деятельность осуществляется неправильно;

право отменять акты нижестоящей инстанции в  случае их незаконности или нецелесообразности;

право расходовать  вверенные ресурсы;

право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

право разрешать  конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура  предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем  и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов  управления, прядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан  и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской  роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные  функции. К основным функциям этой ветви  государственной власти относятся:

осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов  и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное  нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

административное  правоприменение, осуществляется в  двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная  деятельность, осуществляемая административными  средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

административный  контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях  обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование  и проведение расследований);

осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

непосредственное  обеспечение безопасности граждан  и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

информационное  обеспечение органов государственной  власти и информационно-аналитическая  деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие  полномочия.

2.Понятие и  виды органов исполнительной  власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от  имени государства осуществлять  функции исполнительной власти  и, в рамках закрепленной за  ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного  управления 1. В композиционном плане  орган исполнительной власти  включает два основных элемента:

объективный, характеризующий  его статику. С объективной стороны  он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее  свою организационно-правовую форму  и функции. Объективный компонент  органа исполнительной власти включает его организационную структуру  и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует  меру его власти.

и субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление  его властных полномочий и возможность  реального функционирования.

Исполнительная  власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в  соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган  создается для осуществления  строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических  признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

официально представленные государства и выражение его  воли при решении повседневных задач  и текущих вопросов в сфере  публичного управления;

осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций  и административных полномочий;

возможность, в  соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

наличие оперативной  самостоятельности и возможности  непосредственно распоряжаться  материальными, людскими и информационными  ресурсами, необходимыми для осуществления  его компетенции;

органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

контролируются  вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых  актов и совершаемых действий;

состоят из государственных  служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми;

обладают возможностью применять меры административного  принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешней формы  включает следующие основные элементы:

официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

компетенция, определяющая меру и способ ее участия в государственном  управлении, и территориальный масштаб  деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;

формы и методы деятельности;

положение в  иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя форма  показывает:

устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам  внутренней формы относятся также  штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные  служащие обязаны соблюдать.

С точки зрения своей формы орган исполнительной власти может быть представлен отдельным  должностным лицом или группой  должностных лиц, находящихся в  определенных организационно-правовых отношениях между собой.

Таким образом, орган исполнительной власти - это  публично-правовой институт, который  представлен одним должностных  лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных  на них государственных задач  и функций.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру  компетенции и т.д. В учебной  литературе их принято классифицировать:

по основаниям образования:

образуемые на основе Конституции РФ и конституционных  актов субъектов федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства  и т.д.);

создаваемые на основе текущего законодательства или  подзаконных актов (министерства, государственные  комитеты, управления и т.д.);

по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством  России и территориальным масштабам  деятельности:

федеральные (Правительство  РФ, федеральные министерства и ведомства);

региональные (представители  Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и  т.д.);

органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

по порядку  образования:

избираемые (президенты, главы администраций субъектов  федерации);

образуемые в  соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов федерации  и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по объему и  характеру компетенции:

органы общей  компетенции, ведающие всеми отраслями  и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов  федерации и т.д.);

органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями  управления (министерства, комитеты);

органы межотраслевой  компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные  комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные  функции (надзоры);

Информация о работе Органы исполнительной власти Российской Федерации