Основания и условия административной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Признаки административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным фактическим основанием административной ответственности правонарушителя.

Работа содержит 1 файл

контра.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 

     Федеральное государственное  образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

     Кафедра «Конституционное и административное право» 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по дисциплине «Административная ответственность»

     на  тему:

     «Основания и условия административной ответственности» 
 

     Выполнил: студент гр. ДЮФ-41

     Ненашева  М.

     Проверил: ст.преп. Синицина С.В. 
 
 

     Астрахань 2010

     Признаки  административного правонарушения, закреплённые в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся единственным фактическим основанием административной ответственности правонарушителя.

     Состав  административного  правонарушения

     Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность1.

     В качестве признаков административного правонарушения названы противоправность, виновность и наказуемость:

     противоправность  означает запрещенность действия (бездействия) законодательством об административных правонарушениях.

     виновность  выражает субъективное вменение - деяние признается административным правонарушением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям в форме умысла или неосторожности. Формы вины при совершении административного правонарушения определены в ст. 2.2 Кодекса;

     наказуемость  подразумевает наличие нормы  Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершение соответствующих  действий (бездействие).

     «Административным правонарушением признается деяние, влекущее в соответствии с КоАП либо законом субъекта РФ именно административную (по перечню административных наказаний, указанных в ст. 3.2 КоАП), а не другую юридическую ответственность. Формулируя составы пограничных с преступлениями административных правонарушений, КоАП этот признак иногда подчеркивает особо - в виде оговорки: «…если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, в ч. 4 ст. 14.25, ст. 15.24 и др.) или «… при отсутствии признаков преступлений (ст. 7.27)»2

     Часть 1 ст. 2.1 Кодекса указывает на две  формы деяния (внешнего акта поведения  человека), признаваемого административным правонарушением: действие (активное поведение) и бездействие (пассивное поведение, выражающееся в несовершении конкретного действия, которое лицо было обязано и могло совершить).

     Административное  правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав: объект, объективную  сторону, субъект, субъективную сторону.

     Данные  элементы являются обязательными для  полного и законченного состава правонарушения.

     Объект  правонарушения

     Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступа-ют: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления, и другие указанные в особенной части КоАП РФ, в гл. 5-11.

     Объективная сторона правонарушения

     Объективная сторона любого правонарушения (будь то уголовное преступление или административное правонарушение) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим  правоотношениям в сфере административного регулирования.

     Одни  и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и  бездействием. Например, продажа подакцизных  товаров без  маркировки  марками  установленных  образцов в  случаях, когда эта  маркировка  обязательна; продажа  юридическими лицами  или индивидуальными  предпринимателями  товаров  без  документов,  содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце. 

     Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место  и время, а также средства и способ совершения правонарушения.

     Кроме указания на деятельную сторону виновного  субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части  КоАП РФ могут содержаться прямые указания на конкретные критерии проступка, такие, как: систематичность, моральное и этическое отношение лица к совершаемому деянию и т.д.

     Данный  аспект объективной стороны носит  квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности  проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

     «Противоправность, негативные последствия и причинно-следственная связь в своей совокупности являются элементами объективной стороны  любого состава правонарушения, и, в

частности, административного, независимо от того, "простое" оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать постоянными или основными»3.

     Субъект правонарушения

     Виновные  лица - это физические и юридические  лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным  и региональным законодательством  в сфере административного права.

     В отношении физических лиц устанавливается  минимальный возраст привлечения  к административной ответственности, ст. 2.3. КоАП РФ. Административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

     В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к административной ответственности, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

     В соответствии со ст. 2.3 КоАП комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, может освободить его от ответственности. К указанному лицу могут быть применены меры, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Например, к нему могут быть применены меры, предусмотренные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также другими нормативными актами в этой сфере.

     Применение  названных мер не влечет административной ответственности.

     В соответствии с ч. 2 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени  и месте рассмотрения каждого  дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним.

     КоАП  РФ не предусматривает специальных  видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

     Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у  несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП). 

     Основаниями для применения мер воздействия  к подросткам, совершившим правонарушения, служат характер совершенных правонарушений, их общественная опасность и тяжесть последствий, причины и условия, способствующие их совершению, условия семейной жизни и воспитания, окружающая подростка среда, возраст и уровень интеллектуального развития правонарушителя, его поведение в прошлом и отношение к совершенному правонарушению.4

     В КоАП отдельно оговариваются составы  правонарушений, где субъект правонарушения должен иметь специальный статус, - должностное лицо, предприниматель.

     «Термином «должностные лица» помимо названных  субъектов Кодекс для целей административного  наказания охватывает также субъектов, которые несут административную ответственность как должностные  лица - субъектов, приравненных к должностным лицам.

     В их круг КоАП включает, во-первых, руководителей всех иных (т.е. не являющихся государственными либо муниципальными органами или организациями) коммерческих и некоммерческих структур, а также других их работников, выполняющих организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Во-вторых, к лицам, приравненным к должностным, Кодекс относит и индивидуальных предпринимателей. И те, и другие наделены функциями властного (распорядительного, дисциплинарного, хозяйственного и т.д.) характера во внутренних рамках соответствующей деятельности. Поэтому их правонарушения по своему характеру и общественной вредности аналогичны административным правонарушениям должностных лиц и требуют усиленной ответственности»5.

       Привлечение данных лиц к административной  ответственности не исключает их одновременной дисциплинарной ответственности за соответствующие нарушения.

     В соответствии со ст. 2.5. КоАП РФ военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющих специальные звания, несут ответственность в соответствии с учётом положений данной статьи.

     За  административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 2.5., военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные  звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

     За  административные правонарушения, предусмотренные  статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 - 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, указанные лица, несут административную ответственность на общих основаниях.

     Таким образом, в определенных законом случаях эти лица несут ответственность как субъект со специальным статусом, причём ответственность у них будет дисциплинарная, во всех остальных на общих основаниях.

     Иностранные граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица несут  административную ответственность на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения административных правонарушений на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, что специально оговорено в ч. 2 ст. 2.6. КоАП РФ.

     Главной особенностью привлечения к административной ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства является то, что к ним может быть применено административное наказание, не применяемое к гражданам России - административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Информация о работе Основания и условия административной ответственности