Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности………………………………………………………………….…..5
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...9
Глава 2. Защита прав и свобод гражданина…………………………..………..14
2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……..14
2.2.Обращения граждан………………………………………………….20
Глава 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………….……………………..27
Заключение………………………………………………..…………………….31
Список используемой литературы…………….……………………………….33

Работа содержит 1 файл

административно-правовой статус гражданина.docx

— 58.99 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности………………………………………………………………….…..5

      1.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………………………...5

      1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...9

Глава 2. Защита прав и свобод гражданина…………………………..………..14

      2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……..14

      2.2.Обращения граждан………………………………………………….20

Глава 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………….……………………..27

Заключение………………………………………………..…………………….31

Список  используемой литературы…………….……………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Административное  право занимает особое место в  системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым  и важным инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы правового  регулирования - деятельность государственной  исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных  с функцией управления, а также  внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.  Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения. Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности

1.1. Основы административно-правового  статуса гражданина  Российской Федерации 

    Гражданин как субъект административного  права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах  конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих  жизненных потребностей, участия  в управлении делами общества и государства.

    Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое  образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

    Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного  права. В российском государстве  правовое регулирование положения  личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции  РФ: "Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства".

    Подобный  характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших  актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение  во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  в 1948 г., и в Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г.1, и некоторых других актах.

    Российское  государство, следуя по пути признания  общедемократических начал развития общества и международных актов  в этой области, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражданина2, положения которой впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.

    Согласно  Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания  и т.д., является в России субъектом  всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

    Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся  в той или иной мере в сфере  административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу  и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

    Провозглашая  права личности, Конституция устанавливает  для человека определенные обязанности  и запреты, например, платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

    Вместе  с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях  возможность ограничения федеральным  законом прав личности, причем эти  нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ "О  милиции" при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается  преступление или нарушение общественного  порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

    Вторая  составная часть административно-правового  статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства3. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

    Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и  обязанности в государственной  и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

    Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется  третий элемент административно-правового  статуса - социальный. Он необходим, чтобы  гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных  Силах и т.д.

    Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

    Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права  и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному  интересу для удовлетворения своих  индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

    Вместе  с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

    Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

    Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять  юридические обязанности, установленные  административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан  с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена  или передана другому лицу, но может  быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена  возможность временного лишения  гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного  движения.

    Административная  дееспособность представляет собой  способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права  и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере  реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет - получение паспорта, затем в 16 лет - возможность привлечения  к административной ответственности  и полная - по достижении гражданином 18 лет. 

1.2. Права и обязанности  граждан в сфере  государственного  управления 
 

    Конституционные права, свободы и обязанности  граждан для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек "терялся" перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

    В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

    Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

    Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции  РФ ст. 18 устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере  государственного управления.

    В-третьих, административно-правовой статус граждан  в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов. Например, если ранее подавляющая  часть прав и обязанностей граждан  в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они  регламентированы Законом РФ "О  милиции". Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром  внутренних дел, сейчас - постановлением Правительства РФ.

    В-четвертых, административно-правовой статус граждан  становится по содержанию значительно  полнее, богаче, разнообразнее, расширяется  диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного  положения являются, например, Закон  РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. 4, отменивший прописку и установивший взамен нее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г.5, который установил право граждан Российской Федерации свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 1996 г. (в ред. от 7 февраля 1992 г. с дополнениями и изменениями) 6, значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ. Эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.7.

Информация о работе Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности