Особенности административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:33, доклад

Описание работы

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований
Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения).

Работа содержит 1 файл

Особенности административного права.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения).

Административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ. Предмет административного права можно разделить на две части:  

1. Внутриаппаратные отношения.  Соответствующие юридические нормы  закрепляют систему органов исполнительной  власти, организацию службы, комплектацию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.  

2. Взаимоотношения административной  власти с гражданами, государственными  и негосударственными организациями.

Методы  административного права:

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правого  воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации общественных отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право  как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участников которых  в большинстве случаев выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, которой также называется административно-правовым методом. Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право  использует три юридических возможности:

Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции административного  права:

Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными  принципами, общими с теми, на базе которых  происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права РФ

Источниками административного  права являются акты государственных  органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти. Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов. Существует значительное число чисто административно-правовых источников. Но много “смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного). В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

I.                  Конституция РФ

II.               Федеральное законодательство

III.            Подзаконные нормативные акты

IV.           Законы и акты субъектов РФ, а также местного самоуправления

V.              Международные акты.

 

За совершение административных правонарушений кодекс об административных правонарушениях  РФ предусматривает применение следующих административных взысканий.

1. Предупреждение

2. Штраф 

3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием или объектом правонарушения, означает принудительное изъятие его у лица, которому он принадлежит, с последующей передачей торгующей организации для продажи и выдачей вырученных денег бывшему владельцу (уклонение от реализации огнестрельного оружия гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на его хранение в связи с выбытием из охотничьих обществ).

4. Лишение специальных прав (водительские права) на срок до 3 лет применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок от 15 дней до 3 месяцев.

5. Конфискация предмета .

6. Исправительные работы. Срок исправительных работ от 15 дней до 2 месяцев.

7. Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений на срок до 15 суток. Административный арест назначается судом, не может применяться к несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к инвалидам первой и второй групп.



Информация о работе Особенности административного права